Парадокс вегана

Пять растений, которые не брезгуют мясом

Плотоядные растения заметно выделяются на фоне всего растительного мира. Исключительные особенности их строения и жизнедеятельности успешно привлекают насекомых, любопытных исследователей и даже рукокрылых — на днях вышла статья про необычную способность одного из видов непентеса, Nepenthes hemsleyana, улавливать и отражать эхолокационный ультразвук летучих мышей, тем самым приманивая их.

Впервые описанные в XVIII веке, насекомоядные растения на протяжении столетия были предметом исследований и споров — их уникальное строение не укладывалось в рамки архаичных биологических представлений. Существование растений, которые ловят и едят насекомых, считалось невозможным и не рассматривалось всерьез.

Положение плотоядных растений кардинально изменилось благодаря Чарльзу Дарвину, который увлекся их изучением в 1860 году. Пятнадцать лет наблюдений, опытов и размышлений уместились в книге «Насекомоядные растения», которая стала основополагающим трудом в своей области. Совсем недавно, второго июля, у этой книги был юбилей — 140 лет со дня публикации.

Дарвин впервые подробно описал и сравнил различные способы ловли и переваривания насекомых, а также обстоятельные сведения о морфологии, физиологии и видовых особенностях растений-охотников. Он выяснил, что в ответ на раздражитель растение выделяет жидкость, которая по составу и функциям напоминает пищеварительный сок животных — расщепление животных белков служит для них дополнительным источником азота. Однако нужно понимать, что хищные растения при этом остаются автотрофами, то есть самостоятельно фиксируют углекислый газ и получают энергию в результате фотосинтеза.

В мире насчитывается 19 семейств и более 600 видов хищных растений, рассказать о каждом из них невозможно. Для этой галереи мы выбрали только самых известных, симпатичных и наиболее представительных хищников из царства Растений.

Это бархатное зеленое растение называется Жирянка моранская (Pinguicula moranensis), один из видов рода Жирянка (Pinguicula). Наряду с родом Пузырчатка (Utricularia), род Жирянка относят к семейству Пузырчатковые (Lentibulariaceae). Ее нелепое традиционное название идет вразрез с минималистичным и аккуратным внешним видом. Верхняя сторона листьев у жирянок обильно покрыта двумя видами желез, одни выделяют сахаристую слизь в качестве приманки и клея, другие вырабатывают пищеварительные ферменты. Самый распространенный в России вид — Жирянка обыкновенная (Pinguicula vulgaris).

Представители рода Саррацения (Sarracenia) семейства Саррацениевые (Sarraceniaceae) — многолетние корневищные травы с розетками кувшинообразных скрученных листьев, которые служат ловушкой. На дне листьев скапливается секреторная жидкость, в которой тонут, а затем перевариваются насекомые. Дикорастущие виды встречаются в Северной Америке, в России саррацению можно встретить в качестве комнатного растения — некоторые ее сорта устойчивы к культивированию в комнатных условиях.

Венерина мухоловка (Dionaea muscipula) —  пожалуй, наиболее известное и симпатичное насекомоядное растение. Своей популярностью оно обязано форме и внешнему виду листьев, которые похожи на маленькие зубастые пасти и выполняют функцию ловчего аппарата. Когда в ловушку попадается насекомое, листья схлопываются и на 10 дней превращаются в «желудок», переваривая добычу. Традиционное название растение получило в честь Венеры, богини любви и плодородия. «Мухоловка» же считается результатом неправильного перевода латинского слова muscipula — мышеловка. Венерина мухоловка — единственный вид рода Дионея (Dionaea), который на пару с родом Росянка (Drosera) входит в Семейство Росянковые (Droseraceae).

Род Росянка (Drosera) насчитывает почти две сотни видов. Представители рода встречаются на всех континентах и произрастают почти на любых видах почв. В России встречается несколько видов, в том числе росянка круглолистная (Drosera rotundifolia) — именно она стала любимым «питомцем» и объектом исследований Чарльза Дарвина в 1860 году. Чувствительные к раздражению железистые волоски на листьях росянки выделяют липкую жидкость. Как только насекомое попадает на лист, волоски изгибаются и захватывают его.

Единственный род семейства Непентовые (Nepenthaceae) — род Непентес (Nepenthes), или Кувшиночник, что соответствует его форме. Название вида позаимствовано из греческой мифологии — Непенф, трава забвения и лекарство от грусти, впервые упоминается в «Одиссее». Род насчитывает больше ста видов, один из них мы упомянули в самом начале. Большинство встречается в тропической Азии, самый крупный представитель рода — Непентес Раджа (Nepenthes rajah), его добычей помимо насекомых могут стать ящерицы и небольшие грызуны. Ловчий аппарат у непентесов представляет собой видоизмененный лист — кувшинчик с крышкой, гладкими внутренними стенками и жидкостью (смесь дождевой воды и пищеварительных ферментов) на дне. Из всех плотоядных растений непентесы быстрее всех переваривают пищу.

Аня Савченко