Растения-хищники научились подсказывать летучим мышам свое расположение

Биологи из Германии и Брунея обнаружили, что один из видов непентеса — хищного растения, обитающего в тропических лесах — умеет привлекать к себе внимание летучих мышей благодаря особенностям отражения ультразвука его кувшином. Работа опубликована в журнале Current Biology, а кратко с ней можно ознакомиться в заметке Science.

Ученые анализировали, каким образом кувшин Nepenthes hemsleyana взаимодействует с ультразвуком частотой от 40 до 160 килогерц, используемым летучими мышами для эхолокации. Оказалось, что при определенных углах подлета вытянутая форма кувшина работает как очень хороший отражатель, формируя отчетливый сигнал в пространстве, на который и ориентируется Kerivoula hardwickii. Для сравнения биологи исследовали аналогичным образом Nepenthes rafflesiana, близкого родственника, не состоящего в мутуалистических взаимоотношениях с летучими мышами. Картина отражения им ультразвука отличается отсутствием интенсивных пиков.

Взаимоотношения между непентисами и летучими мышами можно назвать взаимовыгодными — растение, предоставляя укрытие для Kerivoula h., получает взамен азот из гуано, крайне необходимый для роста. Способность к отражению ультразвука, вместе с тем, помогает животным быстрее находить место для отдыха.

Ранее биологи уже обнаруживали, что некоторые виды растений в неотропиках способны привлекать к себе летучих мышей-опылителей акустическими особенностями взаимодействия с ультразвуком. Найденный пример, по словам ученых, является первым случаем, когда растения оказываются акустически привлекательны для целей, отличных от опыления.