Искусство подражания

«Агрессоры» и «противники» американских военных

Недавно итальянские ВВС провели испытания учебно-боевого самолета M-346 Master в качестве «агрессора» — боевого самолета воображаемого противника. Такая имитация нередко используется военно-воздушными силами разных стран мира для отработки навыков и тактики ведения воздушного боя с потенциальными противниками. У ВВС и ВМС США даже есть специально созданные эскадрильи, которые во время учений играют, что называется, «за немцев». Эти эскадрильи носят названия «Агрессор» и «Противник» соответственно. На учениях они летают и ведут воздушные бои по правилам того воображаемого противника, чью роль они играют.

Сегодня в состав ВВС США входят 18-я эскадрилья «агрессоров» на авиабазе «Эйльсен» на Аляске, а также 64-я и 65-я эскадрильи «агрессоров» на авиабазе «Неллис» в Неваде. Основными самолетами «агрессоров» являются модифицированные истребители F/A-18 Hornet, F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle, которые во время учений чаще всего имитируют боевые самолеты МиГ-29 и Су-27, а также китайские J-10 и J-11.

В составе ВМС и Морской пехоты США числятся эскадрильи «противников» VMFT-401 на базе «Юма» в Аризоне, VFC-12 на базе «Оушана» в Вирджинии, VFC-111 в «Ки-Уэст» во Флориде и VFC-13 в «Фэллон» в Неваде.

Кроме того, под контролем ВМС США находится Боевая школа морской авиации, более известная под названием TopGun. Эта школа не является эскадрильей, однако ее инструкторы очень часто выступают в роли агрессоров на учениях американских ВМС. «Противники» летают на истребителях F-16 и F/A-18.

Кроме того, американским «агрессорам» и «противникам» принадлежат боевые самолеты A-4 Skyhawk, F-5A/E Freedom Fighter/Tiger II, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24 и транспортники Ан-2. Правда, в настоящее время эта авиационная техника используется редко, в основном для имитации самолетов ВВС Ирана или Северной Кореи.

Советские образцы летательных аппаратов используются американскими военными для изучения летных параметров самолетов и вертолетов, а также для ознакомления летчиков с особенностями ее пилотирования.

Истребители «агрессоров» и «противников» при необходимости оснащаются подвесными контейнерами с линзами Люнеберга, чтобы увеличить эффективную площадь рассеяния до такого же показателя боевых самолетов воображаемого противника.

Все боевые самолеты, играющие «за немцев», имеют усиленные конструкции крыла и фюзеляжа. Летательные аппараты также оснащены системами имитации вооружения, которые позволяют распределять виртуальные точки запуска ракет с крыла, фиксировать цели и оценивать эффективность применения имитированного оружия.

Имеющиеся у военных самолеты позволяют с высокой степенью адекватности имитировать практически все существующие истребители четвертого поколения потенциальных противников. Пятого поколения «агрессоров» пока не существует. ВВС США не исключают, что в перспективе роль истребителей пятого поколения российского или китайского производства будут играть перспективные боевые самолеты F-35 Lightning II. Однако произойдет это не раньше середины 2020 годов.

Страны, не располагающие собственными эскадрильями воображаемых противников, нередко прибегают к услугам частных компаний. США тоже нередко бывают их клиентами, поскольку собственные «агрессоры» не способны обеспечить достаточный уровень подготовки летчиков. 

По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Частные компании не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

Василий Сычев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Американский транспортный конвертоплан признали готовым к боевым задачам