В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Зачем мы храним тайны? Как выбираем, о чем рассказать, а что не доверять никому? И почему не делимся даже тем, что характеризует нас исключительно с положительной стороны? В книге «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, психолог Майкл Слепян рассказывает, как появляются секреты и зачем они нужны людям. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как шимпанзе хранят тайны и в чем их превосходят младенцы.
Вспомните, о чем мы говорили в предыдущей главе: хранение тайны — это не действие, а намерение. Существуют секреты, которые мы никогда не скрываем в разговоре, а есть и такие, которые обременяют нас с того момента, как мы решили помалкивать, нередко задолго до того, как появляется возможность скрывать их.
Предметы могут прятать не только люди, но и животные, а что насчет секретов? Только ли люди их скрывают? Животное может закапывать пищу, чтобы воспользоваться ею позже. Однако это больше связано с опасением, что будущий обед попадет в чужие лапы (не оставляйте еду, иначе ее съедят другие), а не с намерением не допустить попадания информации в чужие головы. Чтобы хранить тайну, нужно понимать, что нечто известное вам не обязательно знают другие.
Ранее мы говорили о типичных секретах, которые хранят люди, а теперь рассмотрим когнитивные способности, которые позволяют нам хранить их. Мы посмотрим, какие секреты хранят в детстве и подростковом возрасте и как они меняются с течением времени. Но, прежде чем перейти к детям, бросим взгляд на шимпанзе. Как и люди, шимпанзе — социальный вид, молодые животные играют, ухмыляются и смеются, создают связи, обнимают и целуют друг друга.
Как и люди, они не только развлекаются и играют: в их социальных рангах присутствует политика, они могут проявлять жестокость, и даже выяснилось, что конкурирующие группы воюют друг с другом. Шимпанзе ведут сложную социальную жизнь. Но есть ли у них секреты друг от друга? Если шимпанзе действительно хранят секреты (или, по крайней мере, пытаются это делать), это даст нам представление о том, как другие социальные виды утаивают что-то друг от друга, а также покажет, какие элементы тайны являются уникальными для человека.
Намерение хранить тайну подразумевает наличие разума, способного судить, о чем думают другие. Когда животные демонстрируют подобие попытки скрыть что-либо (например, прячут еду), думают ли они о том, что в голове у других? Например, когда шимпанзе собирается достать еду, припрятанную под листьями, а в этот момент мимо проходит другой шимпанзе, животное подождет немного, если тот является доминантным альфа-самцом, который почти наверняка заберет часть этой еды себе. Создается впечатление, что шимпанзе пытается утаить пищу от альфа-самца. Однако вполне возможно, что шимпанзе даже не задумывается о мыслях альфа-самца, а только следует простому правилу, вынесенному из прошлого опыта: не оставляйте еду на виду у тех, кто может ее украсть.
Чтобы держать секрет от кого-либо, нужно обладать какой-то информацией, а также понимать, что у другого ее нет. Может ли шимпанзе понять, что его сородич не знает того, что знает он? Чтобы выяснить это, группа исследователей сажала в камеру двух особей. Один шимпанзе был обычным, а другой — альфа-самцом, которого следовало опасаться. Затем за непрозрачной или за прозрачной перегородкой клали лакомство. Когда непрозрачная перегородка закрывала обзор альфа-самцу, обычный шимпанзе с большей вероятностью тайком хватал и поедал пищу. Когда же перегородка была прозрачной, шимпанзе с большей вероятностью оставлял еду на прежнем месте.
Таким образом, шимпанзе могут понимать, когда объект находится в поле зрения сородича, а когда он скрыт. Позволяет ли это понимание одному шимпанзе осознанно скрывать что-то от других?
В своей книге "Политика у шимпанзе« Де Вааль Ф. Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.
Такое поведение похоже на сокрытие. Но все же может оказаться, что шимпанзе не думают о чужих мыслях. Возможно, со временем они поняли, что тихий секс более безопасен. Однако шимпанзе не отказываются от возможности скрыть что-то даже в совершенно новой для них лабораторной обстановке, когда им не дают действовать по ранее усвоенным правилам.
Когда исследователи играют роль доминирующего самца (отбирают еду у шимпанзе), животные находят способы незаметно есть пищу, например забираются в отсек, который находится вне поля зрения исследователей, или открывают ту дверь, которая не издает звуков, а не ту, которая громко лязгает. Такое поведение трудно списать на счет правил, которые шимпанзе усвоили из прошлого опыта, поскольку экспериментальные установки не были похожи ни на что, с чем эти животные сталкивались раньше.
Похоже, шимпанзе понимают и отслеживают то, что другие особи могут и не могут видеть (или слышать), и, соответственно, умеют скрывать. Однако люди утаивают не только предметы и действия. Мы также утаиваем информацию. Могут ли шимпанзе применять эту более сложную форму секрета?
Чтобы утаивать информацию, шимпанзе необходимо понимать, когда его сородич не знает чего-то о том или ином состоянии мира. Для выяснения этого исследователи разработали так называемый «тест на ложное представление».
Тестирование проводят следующим образом. В одной ситуации порцию еды помещают в коробку, где ее видят как обычный шимпанзе, так и альфа-самец. Кроме того, имеется вторая коробка с порцией еды, которую видит только обычный шимпанзе. Таким образом, альфа-самец знает только о первой порции, поэтому он должен сразу направиться к первой коробке.
В другой ситуации обе порции еды кладут в одну коробку на виду у обоих шимпанзе, однако потом поднимается перегородка, которая закрывает альфа-самцу обзор. После этого часть еды перемещают из первой коробки во вторую. Как и в первой ситуации, альфа-самец должен сразу направиться к первой коробке.
В первом случае животные понимают, что дополнительная пища не попадает в поле зрения доминирующего шимпанзе; они знают, что альфа-самец не видел вторую порцию еды. Таким образом, шимпанзе более низкого ранга может взять еду из второй коробки, когда альфа-самец на него не смотрит.
Во втором же случае животные, похоже, не могут разобраться в более сложной ситуации, где альфа-самец ошибочно полагает, что еда находится только в первой коробке (поскольку не видел, как часть еды переместили во вторую). Именно так я ошибочно полагал, что ключи все еще лежат, где я их оставил (поскольку не видел, как их переложили). Но, в отличие от моей жены, которая поняла, что у меня ложное представление о положении дел, животные из эксперимента не осознавали, что у альфа-самца неправильное представление (ложное убеждение) о фактическом состоянии мира. Хотя шимпанзе могли взять еду из второй коробки, когда альфа-самец не видел, они вели себя так, словно тот знал, что во второй коробке есть еда, и поэтому не осмеливались прикасаться к ней.
Шимпанзе судят о представлениях других сородичей, но ограниченно. Они могут понять, что видно или не видно другому шимпанзе, и действуют исходя из того, что другой шимпанзе ничего не знает о объектах, которые находятся вне его поля зрения. Однако шимпанзе не проходят тест на ложное представление. Обезьяны не могут понять, что их знания не обязательно есть у других особей. Это ограничивает их способность держать что-то в секрете.
На каком-то этапе способности людей хранить секреты начинают превосходить соответствующие способности шимпанзе. Мы понимаем, что информация, которую знаем, не обязательно известна другому человеку. Когда дети переступают эту грань и начинают хранить секреты?
Возможно, младенцы милы, но как собеседники они никакие. Они не могут сказать, что думают, и у них еще нет когнитивных способностей, необходимых для участия в играх исследователей и получения вкусных фруктов в награду. Чтобы понять их мысли, нам приходится действовать иначе — наблюдать за тем, куда дети смотрят. Когда мы (и другие животные) направляем взгляд на что-либо, это означает, что объект интересует нас. Например, если происходит нечто неожиданное, то и младенцы, и шимпанзе дольше задерживают на этом взгляд. На основе этой идеи исследователи создали тест на ложные представления, пригодный для маленьких детей, которые еще не умеют говорить или координировать свои действия с другими, но могут фокусироваться на предмете.
Эксперимент организован так. Между желтой и зеленой коробками находится детская игрушка, напоминающая ломтик арбуза. Женщина садится позади коробок, берет игрушку, немножко играет с ней, а затем кладет в зеленую коробку.
За этой сценой наблюдают 15-месячные дети. Далее поднимается перегородка, которая закрывает женщине обзор. Теперь она не может видеть коробки, но детям по-прежнему все видно. Затем происходит что-то волшебное. Благодаря движущимся внизу невидимым магнитам игрушка перемещается из зеленой коробки в желтую!
Перегородка опускается. Далее одна группа детей наблюдает, как женщина тянется за игрушкой в ту коробку, где она видела ее в последний раз (это зеленая коробка, куда была положена игрушка, но где ее больше нет). Другая группа детей наблюдает, как женщина тянется за игрушкой в ту коробку, где она сейчас находится (это желтая коробка), хотя женщина не видела, как игрушка туда переместилась.
Дети дольше смотрят на женщину, когда она тянется к игрушечному арбузу в новом месте, в желтой коробке. Кажется, их удивляет то, что женщина действует, исходя из знаний, которых у нее не может быть. Дети словно ожидают, что она должна ошибочно верить в прежнее место нахождения игрушки (в зеленой коробке). Но, как и в случае с шимпанзе, следует учитывать возможность того, что это не имеет ничего общего с рассуждениями об умонастроении других людей. Возможно, младенцы понимают, что у каждого предмета есть свое место (игрушки лежат в ящике для игрушек, книги стоят на книжной полке), а женщина показала, что игрушечный арбуз должен находиться в зеленом ящике. Может быть, дети, увидев, что женщина ищет игрушку в желтой коробке, недоумевают именно поэтому — ей там не место!
Чтобы выяснить, действительно ли дети могут понимать, когда что-то является секретом, следует смотреть на реальное поведение, а не просто на то, куда направлен взгляд ребенка. Именно это показало одно исследование, где экспериментаторы работали с детьми в возрасте от до месяцев. В первом случае исследователь предлагает ребенку «подшутить» над вторым исследователем, переложив игрушку из одной коробки в другую в тот момент, когда того нет в комнате. При этом он даже хихикает и говорит «тс-с», прикладывая палец к губам и подчеркивая, что это нечестный прием. Во втором случае никакого обмана нет: первый исследователь перекладывает игрушку на виду у всех и второй исследователь не выходит из комнаты.
Далее второй исследователь подходит к коробке, где первоначально находилась игрушка, и с трудом пытается ее открыть. Дети в этом возрасте любят помогать, если видят такую возможность, и весьма показательно, каким образом они пытаются сделать это.
Если дети, ставшие свидетелями «обмана», понимают, что второй человек не знает о перемещении предмета, то стараются помочь и указывают на вторую коробку, где на самом деле лежит игрушка. Но если игрушку перекладывают во второй ящик на глазах у всех, то, значит, взрослый пробует открыть первую коробку по другой причине, и в этой ситуации дети должны помогать экспериментатору открыть именно первую коробку. К 18 месяцам дети вели себя именно так, а вот в 16 месяцев они еще не совсем понимали ситуацию. Итак, в отличие от взрослых шимпанзе, к месяцам ребенок уже может осознать, когда другой человек придерживается ложных представлений.
До определенного возраста дети ведут себя почти так же, как молодняк шимпанзе. И маленькие дети, и детеныши шимпанзе обращают внимание на то, куда смотрят другие, и следят за их намерениями и целями. Так же, как и шимпанзе, дети понимают, когда нет свидетелей.
Однако дети превосходят шимпанзе в способности понять, что скрывать можно не только предметы, но и информацию. Впрочем, формирование такого понимания требует времени: способность развивается постепенно, понемногу, с годами. И в процессе этого развивается умение использовать секреты.
Подробнее читайте:
Слепян М. Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной / Майкл Слепян ; Пер. с англ. [Евгения Поникарова] — М. : Альпина нон-фикшн, 2025. — 214 с.