«Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми»

Что отпечатки из Лаэтоли говорят о ходьбе древних гоминин

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Множество животных могут стоять и даже некоторое время ходить на двух ногах. Однако люди — единственные, кто делает это постоянно. В книге «Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Натальей Колпаковой, палеоантрополог Джереми Десильва рассказывает об эволюционных истоках прямохождения и о том, как оно положило начало исследованию мира, развитию речи и нашей способности создавать технологии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как игра со слоновьим навозом помогла отыскать следы древних гоминин.

В 1976 году Мэри Лики собрала команду с целью поиска окаменелостей в Лаэтоли. Они с мужем Луисом побывали здесь 40 лет назад и кое-что отыскали, но работа заставила их выбрать другое место раскопок в Танзании, в ущелье Олдувай, которое с тех пор поглощало все их внимание. После кончины Луиса Мэри вновь обратила взгляд на Лаэтоли. Геологическое исследование показало, что это место несколько старше Олдувая, и ее команде сопутствовали определенные успехи в поиске остатков гоминин, в результате эрозии оказавшихся на поверхности осадочных пород вулканического происхождения возрастом порядка 3,5 миллиона лет. Однако даже Мэри не могла предвидеть, какие чудеса скрываются в древних слоях горных пород Лаэтоли.

Чтобы их обнаружить, понадобилось всего лишь покидаться друг в друга сухим слоновьим навозом.

24 июля 1976 года в гости к Мэри Лики приехали четверо ученых — Кей Беренсмейер, Дороти (Доти) Дешан, Эндрю Хилл и Дэвид (Джона) Уэстерн. Ее сын Филип водил их по месту раскопок, но Уэстерну, экологу и специалисту по охране природы, который впоследствии станет директором Службы охраны дикой природы Кении, через какое-то время стало скучно. Он поднял большую лепешку засохшего слоновьего навоза и метнул его в товарищей словно диск фрисби. Хилл, палеонтолог из Национального музея Кении, в дальнейшем уважаемый профессор Йельского университета, сделал ответный бросок. Перестрелка продолжалась, пока Хилл и Беренсмейер, ныне куратор палеонтологической коллекции Смитсоновского института, не укрылись в овраге. Оглядываясь в поисках боеприпасов, они заметили странной формы следы в слое затвердевшего вулканического пепла, выступившие в результате эрозии на склоне холма.

«Это что, окаменевшие отпечатки слона?» — громогласно вопросил Хилл. В навозной перестрелке было объявлено перемирие, и остальные ученые подошли взглянуть на находку.

Через весь овраг и далее тянулись следы антилоп, зебр, жирафов и даже птиц. Были в сером затвердевшем вулканическом пепле и маленькие отметины необычной формы . Хилл уже видел нечто подобное в трехтомном сочинении Чарльза Лайеля «Основные начала геологии» (Principles of Geology) — на иллюстрации, изображающей следы, оставленные свежими дождевыми каплями в грязи на берегу залива Фанди в Новой Шотландии. Там же утверждалось, что такие же затвердевшие отметины, обнаруживаемые в горных породах, были оставлены каплями дождя в невероятно давние времена. Лайель считал, что ландшафты прошлого были сформированы в результате тех же процессов, которые влияют на земную поверхность и сегодня. Эта концепция, названная униформизмом, является основополагающей для современной геологической науки. Здесь, в вулканическом пепле в Лаэтоли, Хилл нашел хрестоматийный пример, ее подтверждающий.

Следующие несколько недель ученые вели раскопки в месте под названием «раскоп А», они снимали перекрывающие отложения, обнажая тысячи следов в затвердевшем пепле. Подобные окаменелости могут многое рассказать об оставивших их существах: окаменелые следы — это снимки, запечатлевшие мгновения их жизни.

Геолог Дик Хэй включился в работу, чтобы выяснить, как возникли эти следы. В конце концов он установил, что вследствие извержения вулкана местность была покрыта толстым слоем пепла. Дождь превратил пепел в грязь, по которой несколько дней ходили животные . Когда же выглянуло солнце, грязь засохла и стала твердой, как цемент, сохранив этот момент времени, имевший место 3,66 миллионов лет назад. Пепел последующих извержений укрыл слой с отпечатками, словно одеяло.

Саймон Малато, местный житель из племени масаи, как никто другой умел идентифицировать отпечатки ног. Он указал на следы, оставленные древними слонами, носорогами, зебрами, антилопами, крупными кошками, павианами, птицами и даже многоножками. Большинство следов принадлежало мелким антилопам и кроликам.

Мэри Лики призвала членов команды внимательно искать следы двуногих существ в надежде, что им повезет. И вот в сентябре это свершилось . Специалист по охране природы Питер Джонс вместе с Филипом Лики обнаружили пять последовательных отпечатков, оставленных существом, передвигавшимся не на четырех, а на двух ногах. Эти следы выглядели странно. Они были маленькими, и казалось, что тот, кто их оставил, шел скрестным шагом — левая нога заступала за правую, как у модели на подиуме.

Со следов были сняты гипсовые слепки, и Мэри Лики доставила их специалистам по отпечаткам ног в Лондоне и Вашингтоне (округ Колумбия). Некоторые из них усомнились в том, что следы оставил предок человека. Возможно, это был вымерший двуногий медведь, в конце концов предположил один из специалистов.

Мэри была разочарована, но это продолжалось не долго.

Через два года после обнаружения следов Пол Абелл, ученый из Университета Род-Айленда, специализирующийся в области геохимии, бродил неподалеку от первого местонахождения следов и заметил нечто, напоминающее отпечаток человеческой пятки (теперь это место называется «раскоп G»). Вернувшись в лагерь, он сообщил об этом Мэри Лики, но у нее была сломана лодыжка, и она не захотела тащиться туда ради очередного разочарования. Вместо себя Мэри отправила Ндибо Мбуику, работавшего вместе с супругами Лики еще в Олдувае, чтобы он осмотрел находку и затем описал ее .

Мбуике, который нашел самый первый зуб Homo habilis в 1962 году, не пришлось долго копать, чтобы убедиться, что отпечаток оставлен гоминином. Более того, этот отпечаток привел его к другим. В конце концов были обнаружены целых 54 вытянувшихся в две параллельные цепочки следа древних гоминин.

Следы из Лаэтоли входят в число самых поразительных открытий в истории нашей науки. Оказалось, что три или даже четыре особи прошли здесь вместе, направляясь на север . Одна шла слева, другая, более крупная, справа. Третья (и, возможно, четвертая) шагала точно поверх самых крупных следов.

Ученые анализировали эти отпечатки в течение нескольких десятилетий. Большинство сочли, что следы согласуются с тем, что нам стало известно в результате изучения костей Australopithecus afarensis (вида, к которому принадлежала Люси). При ходьбе они определенно сначала наступали на пятку, а их большой палец был приведен к остальным пальцам и почти параллелен им. Кроме того, у их стоп обнаружился зарождающийся свод. Иными словами, австралопитек имел стопу, во многом похожую на нашу, и ходил, как мы, с немногими незначительными отличиями.

Современный человек при ходьбе переносит вес с пятки на большой палец ноги и отталкивается от земли преимущественно этим местом. Следы в Лаэтоли оставили существа, которые также отталкивались большим пальцем ноги, но при этом часть их веса оставалась на внешней части стопы. Отпечатки их ног свидетельствуют о том, что стопы гоминин из Лаэтоли были более плоскими, чем у современных людей, этот вывод также подкрепил анализ костей, которые оставил нам этот вид. Оказалось также, что отпечатки в Лаэтоли были оставлены существами, отрывающими ноги от земли с меньшими усилиями, чем сегодняшние люди, хотя это могло объясняться и тем, что они шли по толстому слою влажного пепла .

Вопреки ожиданиям, задаваемым рисунком «Марш прогресса », австралопитеки не ходили, согнувшись, как шимпанзе, и не раскачивались взад-вперед, как самец гориллы Луис, когда носит помидоры из одного конца своего вольера в другой. Нет, они шли, выпрямившись во весь рост, с распрямленными ногами и бедрами. Как и мы.

Следы из Лаэтоли сохранили остановленное мгновение из жизни наших вымерших родственников. Отпечатки расположены близко друг к другу и свидетельствуют о том, что эти особи шли медленно и слаженно, единой группой. Они направлялись на север, в сторону Олдувайского бассейна, где их ждали вода и защитный полог леса. Поскольку размер стопы и рост определенным образом соотносятся друг с другом, мы можем рассчитать, что более мелкая особь, идущая слева, была ростом всего 1,2 метра, как Люси. Более крупная справа — почти 1,5 метра. Правая нога первой особи опускалась на землю под странным углом, заставляя предположить, что этот гоминин мог быть травмирован. Ближе к концу цепочки следы становятся беспорядочными и чуть более глубокими — группа развернулась, оглядываясь. Помедлив, они снова двинулись на север.

Интерпретация отпечатков ног из Лаэтоли — изящный пример того, как пересекаются наука и воображение. Что-то мы знаем точно — например, что эти следы оставлены двуногими существами. Однако мы не знаем, держались ли они за руки? Обхватывали ли друг друга руками, как изображено на диораме Лаэтоли в экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке? Эти вопросы не дают нам покоя и будоражат наше воображение. Представьте себе, о чем могли думать наши предки:

Нужно идти на север. Там вода, там могут быть другие. Вчера случилось что-то ужасное. Воздух стал тяжелым. Небо почернело и пролилось пеплом. Почва содрогнулась. Земля рокотала будто хищник. Сегодня лучше, но мне страшно и хочется есть. Тучи еще тяжелые, продолжаются вспышки и раскаты, но с неба хотя бы падает вода, а не пепел. Есть нечего. Травы не стало, ее покрыл пепел. Мы должны идти на север. К воде. Там будет и пища, и другие, если и их тоже не накрыло пеплом, который усыпал ветви наших деревьев. Мы внимательно осматриваемся и спускаемся вниз, ступая на хлюпающую поверхность. Мы идем гуськом, шагая след в след, чтобы непонятно было, сколько нас. Почва вязкая и скользкая, приходится идти медленно. К тому же маме до сих пор больно. Она идет слева, осторожно ступая. Шип глубоко вошел ей в ногу. Мы не можем его вытащить. Следы зебры пересекают наш путь. Мы видим группу цесарок и несколько маленьких антилоп, они ищут еду. Слон внимательно следит за нами. Когда земля снова рокочет, мама останавливается и поворачивается на запад. Там ничего не видно. Мы продолжаем идти на север, медленно пробираясь через густой пепел. На север, к воде.

В отпечатках из Лаэтоли можно запутаться. Поэтому позволю себе некоторые пояснения. Знаменитая двойная цепочка параллельных следов, которую я описал, была обнаружена в раскопе G. Вспомните, однако, что первые найденные в Лаэтоли следы двуногого существа были довольно странными. Они были открыты в раскопе А и выглядели так, словно их оставила манекенщица, идущая по подиуму. Некоторые исследователи решили, что они могли принадлежать представителю какого-то вымершего вида медведей. Мне очень хотелось раскрыть тайну этих странных отпечатков, но прежде их нужно было отыскать.

Десильва Дж. Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми / Джереми Десильва ; Пер. с англ. [Натальи Колпаковой] — М. : Альпина нон-фикшн, 2024. — 422 с.