Марафон желаний

Перст Фомы #25

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Вы знали, что муравьи проводят хирургические операции? Вот и ученые не знали. Но новое исследование показало, что муравьи-древоточцы буквально оперируют сородичей.

Если насекомые видят у другого муравья зараженную голень, то просто облизывают ее, чтобы обеззаразить, и надеются на выздоровление. А если травмировано бедро — ногу полностью отгрызают. И эта стратегия работает: после ампутации муравьи выживают. Дело в том, что бедро и голень муравья устроены по-разному. В бедре насекомого много мышц, гоняющих гемолимфу, — поэтому при травме бедра тормозится и кровоток, и потенциальное распространение инфекции. Ампутация может спасти муравью жизнь. В голени же мышц нет, и при ее травмах кровоток не нарушается и ничто не задерживает инфекцию, поэтому операция бесполезна: либо муравей выживет сам, либо его уже не спасти. В поисках этого объяснения ученые сами решили поотрезать муравьям ноги в разных местах. О том, как исследователи калечили насекомых ради науки — слушайте в новой серии «Перста Фомы».

А еще в 25-м выпуске Ирина Воробьева и Андрей Коняев обсуждают «марафон желаний» австралийских аборигенов, личные границы островных макак и слабительный эффект домашнего алкоголя. Также в подкасте — пузыри из горячего газа в центре Млечного Пути и снижение когнитивных способностей из-за долгого сна.

Больше выпусков «Перста Фомы» смотрите на YouTube.