А еще на лягушек и жаб, названных в честь обитателей Средиземья
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В лесу был ручей, а в ручье жила квакша из рода Hyloscirtus. Ручей был вовсе не грязный и не противный, в нем не было следов загрязнения и запаха ила. Это был даже не ручей с песчаным дном и без растительности, где не на что сесть и нечего съесть. Ручей принадлежал квакше Hyloscirtus, а стало быть, само собой, свидетельствовал о высоком качестве окружающей среды.
Не самое обычное начало для научной статьи по зоологии, не правда ли? Этой переделанной цитатой из «Хоббита» герпетолог Диего Сиснерос-Эредия (Diego Cisneros-Heredia) из Университета Святого Франциска в Кито и его коллеги предварили описание нового вида квакш из Эквадорских Анд. А все потому, что эта амфибия получила имя в честь британского писателя Джона Р. Р. Толкина — Hyloscirtus tolkieni. Но что связывает знаменитого автора и южноамериканскую лягушку? Давайте разберемся.
Специалистам известно более 7500 видов лягушек, жаб и их родственников. И этот список регулярно пополняется. Например, в предыдущих выпусках нашего блога мы рассказывали, как исследователи открыли неизвестную ранее безголосую лягушку-тростнянку из Танзании и сразу двадцать новых видов лягушек с Мадагаскара. Некоторые получают звучные латинские названия в честь знаменитостей (от Греты Тунберг до создателя «Гриффинов» Сета Макфарлейна) или персонажей массовой культуры. Так первооткрыватели отдают дань уважения своим кумирам и любимым произведениям.
Как и многие обычные люди, герпетологи любят книги Толкина о Средиземье. Поэтому неудивительно, что среди бесхвостых амфибий появились обладатели имен, отсылающих к героям «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмариллиона». Одной из них стала квакша Nyctimystes sauroni, которую описали в 2006 году.
Первооткрыватели решили, что черно-красные глаза этой новогвинейской древесной лягушки похожи на всевидящее око Саурона, поэтому назвали ее в честь главного антагониста «Властелина колец». Впрочем, в остальном в этой квакше нет ничего злодейского — если только вы не насекомое или слизняк, который стал ее добычей. Обитает N. sauroni в тропических лесах Папуа - Новой Гвинеи и пока не считается вымирающим видом. Угрожают ей только таксономисты, некоторые из которых предлагают упразднить этот таксон и включить его в состав давно известного родственного вида N. gramineus.
Спустя год американский герпетолог Ларри Ли Грисмер (Larry Lee Grismer) увековечил имя еще одного толкиновского злодея. В национальном парке Эндау-Ромпин в Малайзии он встретил маленькую, длиной около 30 миллиметров, оранжевую жабу неизвестного ранее вида. Она напомнила исследователю Голлума, который тоже был полуводным существом с большой головой и тонкими конечностями. В результате жаба получила имя Ingerophrynus gollum. Встречается этот вид только в джунглях Западной Малайзии, которые быстро уступают место плантациям масличных пальм, поэтому Международный союз охраны природы присвоил ему статус вымирающего. Впрочем, несколько лет назад Ли Грисмер допустил, что жаба Голлума, возможно, не заслуживает выделения в отдельный вид, а относится к более распространенному виду I. divergens.
Даже если I. gollum лишится видового статуса, у нас все равно останется жаба, названная в честь Голлума. В 2016 году уже знакомый нам Ли Гриcмер (на этот раз с командой соавторов) описал новый вид этого семейства, обитающий вдоль ручьев в поросших лесом горах Малайского полуострова. Крошечная буроватая амфибия с тонкими лапками и выпученными глазами, к тому же передвигающаяся ползком, вновь напомнила исследователям толкиновского героя. Однако, поскольку один Голлум среди жаб уже был, новый вид получил первоначальное имя этого персонажа — Смеагол (Ansonia smeagol). Международный союз охраны природы относит этот вид к уязвимым, поскольку его родные леса, как и всюду в Юго-Восточной Азии, быстро вырубают люди.
В 2017 году Ли Грисмер стал соавтором еще одной статьи об амфибии из горных районов Малайского полуострова, название которой вдохновлено книгами о Средиземье. На этот раз ей стала лягушка Abavorana nazgul из семейства настоящих лягушек (Ranidae). Свое имя она получила в честь назгулов — а все потому, что ее окраска напомнила первооткрывателям темные одеяния этих пугающих созданий.
Разумеется, ученые называют лягушек не только в честь толкиновских злодеев. Положительным персонажам тоже нашлось место в мире амфибий. Например, на травянистых равнинах Южной Африки (то есть на родине самого Толкина, который родился в городе Блумфонтейн) обитает лягушка имени самого Бильбо Бэггинса — Breviceps bagginsi из семейства Brevicipitidae. Герпетолог Лесли Минтер (Leslie R. Minter) описал ее еще в 2003 году, так что это первая амфибия, названная в честь героев Толкина.
По словам ученого, незадолго до того, как найти новую лягушку, он читал детям «Хоббита», поэтому и выбрал для нее имя главного героя этой книги. От себя добавим, что крошечная, длиной всего 20-30 миллиметров, амфибия немного напоминает коренастого невысокого хоббита.
В 2014 году к Бильбо присоединился Торин Дубощит. Его имя зоологи присвоили южноафриканской лягушке Cacosternum thorini из семейства Pyxicephalidae. Подобно королю гномов, эта амфибия невелика, неплохо поет и живет под горой — точнее, у подножия большой горы в хребте Хогсбэк. Где-то неподалеку жил в раннем детстве сам Толкин — и предполагается, что местные пейзажи отчасти вдохновили его на создание Средиземья.
В честь героев из книг Толкина назвали так много лягушек и жаб, что было только вопросом времени, когда кто-нибудь из герпетологов назовет амфибию именем самого писателя.
Первыми это сделали Санчес-Нивисела и его коллеги. В начале 2020 года они встретили в горном лесу в национальном парке Рио-Негро-Сопладора в Эквадоре крупную, длиной около 65 миллиметров, квакшу из рода Hyloscirtus. Лягушка отличалась столь необычной серовато-зеленой окраской с черно-желтым узором, что исследователи подумали, будто она должна жить не в реальном мире, а в одном из фэнтезийных миров. Поэтому первооткрыватели решили назвать ее в честь создателя Средиземья — Hyloscirtus tolkieni. Описание нового вида опубликовано в журнале ZooKeys.
Не исключено, что, подобно многими другим видам лягушек, квакша Толкина уже находится на грани исчезновения из-за распространения хитридиевого грибка или изменений климата. Однако пока об этом ничего неизвестно, ведь эта амфибия известна всего по одному экземпляру — взрослой самке, которую исследователи поймали недалеко от ручья.