Оставить нельзя переименовать: можно ли Джеймсу Уэббу быть телескопом

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Недавно Королевское астрономическое общество (RAS) и Американское астрономическое общество (AAS) объявили об изменении правил оформления присылаемых им научных статей для публикации — теперь аббревиатуру JWST не надо расшифровывать как «космический телескоп имени Джеймса Уэбба». Эти изменения затрагивают сразу десять крупных научных журналов, посвященных астрономии, астрофизике, планетологии и геофизике.

Новая флагманская обсерватория NASA и, по совместительству, наиболее технически сложный космический телескоп не первый раз оказывается в центре скандала — еще на этапе строительства «Джеймса Уэбба» неоднократно критиковали за регулярные переносы даты запуска в космос и аномально распухший бюджет, который негативно влиял на другие проекты (об этом мы рассказывали отдельно). Новые проблемы начались за несколько месяцев до запуска обсерватории в космос — в марте 2021 года четверо американских ученых опубликовали в научно-популярном издании Scientific American заметку, где доказывали необходимость переименования телескопа.

Авторы письма утверждали, что во время работы в агентстве Уэбб мог быть одним из борцов с «лавандовой угрозой», в рамках которой в середине прошлого века власти США стали увольнять с государственной службы людей, заподозренных в гомосексуальности. В частности, при Уэббе из NASA был уволен бюджетный аналитик Клиффорд Нортон из-за его сексуальной ориентации — в дальнейшем Нортон подал на агентство в суд и выиграл его.

В качестве нового имени для обсерватории исследователи предлагали аболиционистку и борца против рабства Гарриет Табман.

Мартовское воззвание в агентстве услышали и пообещали провести внутреннее расследование, чтобы уточнить, действительно ли можно считать Уэбба пропонентом гонений на гомосексуалов. Главный историк NASA Брайан Одом вместе с коллегой, не связанным с агентством, несколько месяцев изучали архивные документы, которые могли пролить свет на вопрос о роли Джеймса Уэбба в дискриминации гомосексуалов и представили результаты своих изысканий Биллу Нельсону, директору NASA. Вскоре агентство выпустило короткий пресс-релиз, в котором сообщило, что доказательств, которые бы обосновали переименование обсерватории, найдено не было. Однако сам отчет Одома опубликован не был, что насторожило критиков. Петиция о переименовании «Джеймса Уэбба», запущенная в мае 2021 года, к этому дню набрала уже более 1700 подписей.

В октябре 2022 года Королевское астрономическое общество (RAS), обеспокоенное спором вокруг имени космической обсерватории, объявило, что до тех пор, пока не будут представлены окончательные результаты расследования NASA, авторы, готовящие научные статьи для публикации в журналах RAS, должны использовать в текстах аббревиатуру JWST, а не полное название обсерватории.

Кроме того, изменились правила оформления научных статей и в журналах Американского астрономического общества (AAS) — там тоже попросили не расшифровывать акроним JWST при первом использовании. Пресс-секретарь AAS Сюзанна Колер в переписке с N + 1 18-го ноября подтвердила, что эти изменения связаны с опасениями научного сообщества по поводу уместности текущего названия обсерватории.

В тот же самый день NASA опубликовало полный отчет по расследованию, занявший 89 страниц. Доклад анализирует множество архивных документов, касающихся работы Джеймса Уэбба в Государственном департаменте США с 1949 по 1952 год и в NASA с 1961 по 1968 год, которые могли содержать свидетельства его причастности к увольнениям гомосексуальным подчиненных.

Вердикт агентства был таков — в годы борьбы с «лавандовой угрозой» Уэбб в основном занимался тем, что пытался ограничить доступ Конгресса к кадровым документам своего департамента. Кроме того, не было обнаружено никаких доказательств, что Уэбб знал что-либо о сексуальной ориентации Нортона и, тем более, о его увольнении — это было достаточно мелкое событие для директора агентства. Таким образом, на сегодня у NASA действительно нет никаких оснований напрямую связывать имя Джеймса Уэбба с гонениями на сексуальные меньшинства, и, соответственно, переименовывать обсерваторию.

В заключительной части отчета NASA также подчеркивает, что считает то время мрачным периодом в истории агентства и приложит все усилия, чтобы не допустить его повторения. А также создаст специальный комитет, который будет заниматься исторической и юридической проверкой имен для новых космических аппаратов.

Авторов петиции о переименовании обсерватории отчет NASA не убедил — по их мнению роль Уэбба в тогдашней государственной политике США в отношении ЛГБТ-персон, в лучшем случае, неоднозначна, и его деятельность, несмотря на все заслуги, все же не заслуживает космического памятника стоимостью в десять миллиардов долларов. RAS и AAS пока на публикацию отчета никаким образом не отреагировали. Поэтому вопрос имени по-прежнему остается открытым. Все остальные, кажется, решили дождаться окончательного подведения итогов этого конфликта — в заметках СМИ широкого профиля, в научной периодике и на страницах научно-популярных изданий телескоп фигурирует под своим полным именем.