Илья Ферапонтов

Главред

Онлайн: встречаем «Науку»

Мы следили в прямом эфире за стыковкой многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука» с Международной космической станцией, событием, которого ждали больше десяти лет. Он стал третьим большим российских модулем в составе МКС и, судя по всему, последним.


00:25 Не очень ясно, сколько топлива оставалось в баках «Науки» на момент стыковки. Но можно попробовать погадать по данным на экранах, содержимое которых мы попытались описать вчера (уже позавчера) вечером. Посмотрите на гифку ниже, а точнее на пятую сверху строчку слева, которая начинается с буквы P:

Пока МЛМ летит плавно, не включая двигатели, числа за P не меняются. Но когда срабатывают двигатели (в данном случае они работают на торможение), число начинает уменьшаться. Можно посмотреть другие похожие видеоролики, и везде число уменьшается именно в моменты срабатывания двигателя. Логично предположить, что это запас топлива, но в каких единицах (килограммах?) он указан и весь ли это запас, а не только, допустим, в баках для двигателей причаливания и стабилизации — неясно. Известно, что в начале репортажа о стыковке науки там было 804,4, а в конце — 529,8.


23:30 Пока точные причины самопроизвольного включения двигателей «Науки» не названы. Наши эксперты полагают, что дело может быть в программной ошибке — модуль почему-то «решил», что он не состыкован с МКС, а находится в полете. Возможно, именно так следует понимать загадочную фразу в комментарии «Роскосмоса»: «Идет процесс перевода модуля „Наука“ из полетного режима в режим „состыкован с МКС“». То есть сразу после стыковки МЛМ, видимо, почему-то остался в полетном режиме.


23:06 Несколько минут назад космонавт Олег Новицкий пожелал московскому ЦУПу спокойной ночи. Тяжелый день для него и Петра Дуброва закончился.


22:51 NASA молчит, наступило время инсайдеров и источников. Источники журналиста Анатолия Зака говорят, что «Наука» в приступе бешенства сожгла все остатки топлива, то есть повторения приступа можно не ждать. Наши эксперты подтверждают, что баки «Науки» пусты, но говорят «стравили», то есть остатки топлива были выброшены в космос.


22:45 А вот официальное сообщение NASA: пятничный пуск «Атласа» со «Старлайнером» отменен, решено дать время Роскосмосу разобраться в ситуации и убедиться, что станция будет готова принять корабль. Новой даты пуска пока нет, так что когда Boeing сможет наконец реабилитироваться за неудачу 2019 года, неясно.


22:06 Момент, когда МКС начала разворачиваться под действием тяги неожиданно включившихся двигателей «Наука», удалось зафиксировать на видео. Это кусок интернет-трансляции с камеры, которая смотрела в надир:


21:13 Экипаж в порядке и не был в опасности, сообщает NASA, и занимается восстановительными работами (не очень ясно какими именно). Российский ЦУП сказал, что они могут конфигурировать системы «Науки» так, чтобы гарантировать, что двигатели вновь не включатся.


21:00 Это конечно фантастический поворот сюжета: через три часа после успешной стыковки, «Наука» решила вырваться на свободу и включила двигатели.

По информации NASA, которую мы получаем по трансляции из ЦУПа в Хьюстоне, в 19:45 по московскому времени, когда космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров готовились к открытию люков в стыковочном узле «Звезды», МЛМ включил двигатели. Это привело МКС в движение, она начала вращаться — ориентация станции, как сообщает NASA, отклонилась на 45 градусов.

Отклонение МКС пришлось парировать двигателями «Звезды», потом «Звезда» отключилась и к перетягиванию каната приступил «Прогресс МС-17». Сейчас двигатели «Науки» выключены, ориентация станции восстановлена. ЦУП просит экипаж посмотреть в иллюминаторы — проверить, нет ли повреждений. Что послужило причиной включения двигателя, пока неизвестно. Никто из экипажа не пострадал.

Пресс-служба «Роскосмоса» сообщила:

«Идет процесс перевода модуля „Наука“ из полетного режима в режим „состыкован с МКС“. Проводится работа с остатками топлива в модуле». Попало ли топливо в гермообъем «Науки», не уточняется. Следим за ситуацией.

Модуль «Наука» успешно пристыковался к МКС, вот наша новость об этом.


От редактора

Во время сближения модуля «Наука» с МКС, когда до станции оставалось 10 метров, в трансляции прозвучала команда руководителя полета Владимира Соловьева, обращенная к космонавту Олегу Новицкому «Олег, давай переходим в ТОРУ (телеоператорный режим управления». Этот приказ был отдан потому, что крен слегка превысил нужные значения. Поэтому в онлайне мы написали про переход в ТОРУ. Однако, после того, как мы переслушали запись, стало понятно, что в действительности перехода на ручной режим не было: затем Соловьев попросил Новицкого подождать, а потом сказал «(Крен) выправляется потихоньку». Приносим извинения читателям.

16:32 А я прощаюсь с вами, спасибо, что следили за трансляцией, это был иногда довольно нервный час. Удачи.


16:31 Теперь начинает работать механизм стягивания: стыковочный механизм начнет стягивать модуль и МКС до момента, пока не начнут работать крючья, которые уже жестко соединят МЛМ и станцию. Еще несколько часов уйдет на проверку герметичности стыка, и только после этого можно будет открывать люки — это будет примерно в семь вечера.


16:30 Выключают ТОРУ, поздравляют Олега. Получилось!


16:30 И СЦЕПКА!


16:29 КАСАНИЕ!!


16:29 Пропало изображение (в ЦУПе?)


16:29 Новицкий берет управление на себя. Шесть метров.


16:28 ПЕРЕХОД В ТОРУ!


16:28 Примерно 10 метров осталось.


16:27 «Нормально», говорит кто-то космонавтов.



16:26 Отстаем от графика.


16:25 30 метров.


16:23 Перекрестие медленно наводится на мишень на «Звезде».



16:22 По плану еще две минуты 40 секунд до касания.


16:22 50 метров осталось, скорость 18 сантиметров в секунду.


16:21 Надеюсь, ТОРУ не понадобится и топлива хватит.


16:20 Целиком процедура выглядит так:



16:20 Разогнались до 64 сантиметров в секунду! 109 метров.


16:18 Все, началось финальное сближение!



16:16 Стыковочные узлы запитаны, начинается процедура финального сближения. Скорость 1 сантиметр в секунду, расстояние — 188 метров.


16:14 Вот так выглядит стыковочный узел, который раньше освободил для МЛМ стыковочный модуль «Пирс». Прямо сияет, как начищенный:



16:12 Идет маневр облета МКС — «Наука» медленно облетает станцию, чтобы подойти к стыковочному узлу (который направлен вниз).


16:10 Расстояние 226 метров, скорость 0,27 метра в секунду. Появилась картинка!


16:08 Осталось примерно 400 метров, скорость — полтора метра в секунду. Картинки в ЦУПе нет. Новицкий и Дубров продолжают тестировать ТОРУ.


16:07 Какая-то команда не проходит, неясно какая. Комментаторы НАСА молчат.


16:06 Как говорят наши источники, лимит топлива, которое может потратить МЛМ на стыковки — 400 килограммов. Все, что сверх этого — это неприкосновенный запас, который предназначен только для маневра отвода от МКС и свода с орбиты. Если модуль потратит топлива больше, это будет означать конец истории: МЛМ нужно будет отводить от станции и сводить с орбиты, второй попытки не будет — неудача этой второй попытки будет означать, что на орбите окажется 20-тонный неуправляемый модуль, который может упасть неведомо кому на голову.

16:03 Включают двигатели причаливания и стабилизации, пока идет тест, как модуль реагирует на ручное управление. Картинки с камер в ЦУПе нет.


16:02 Продолжается тестирование ручного управления.


16:00 Картинка пропала в ЦУПе, Новицкий говорит, что у него (вроде бы) все в порядке.


15:59 МЛМ не реагирует почему-то на рукоятки ТОРУ, пропало видео!!


15:58 Включают режим ТОРУ для тестирования. Осталось меньше двух километров.


15:57 Из этого вытекает главная интрига этой стыковки. Мы не знаем точно, сколько топлива заправили в баки МЛМ (есть оценка — 2400 килограммов, но неизвестно, насколько она точна), мы не знаем, сколько топлива осталась, и какая часть его может быть недоступна для использования из-за сбоя в топливной системе. Инсайдеры говорят, что топлива мало, и его может не хватить на вторую попытку стыковки (хотя глава Роскосмоса это отрицает).

15:55 Скажу чуть-чуть почему недельное путешествие «Науки» было такой драмой (если вы вдруг пропустили), почему мы тут все нервничаем. МЛМ стартовал восемь дней назад и его путешествие стало настоящей драмой. Вскоре после старта и вывода на орбиту (вполне благополучных) источники в отрасли начали говорить о разного рода отказах. Больше всего подробностей сообщал космический журналист Анатолий Зак, создатель сайта RussianSpaceWeb.com (он кстати, еще до запуска обнаружил, что звездные датчики на корпусе МЛМа не укрыты экранно-вакуумной теплоизоляцией, что в итоге заставило отложить пуск).


По данным Зака, после пуска сразу не раскрылась одна из двух антенн системы «Курс-А» — той самой, что необходима для стыковки (она раскрылась позже), были замечены сбои в инфракрасных датчиках вертикали (ИКВ), эти датчики нужны для ориентации корабля перед стыковкой. Позже наши источники говорили о сбоях в топливной системе, которые не дают запустить главные двигатели. Теоретически, можно было предположить, что модуль может «дойти» до МКС на вспомогательных двигателях, и первая коррекция орбиты была проведена именно на них. Потом главные двигатели все-таки удалось запустить, но сколько топлива было сожжено менее эффективными двигателями ориентации, мы не знаем.


15:51 Картинка снизу — это то, что транслируют на пульт ТОРУ на МКС и в ЦУП в Москве камеры «Науки». Ориентируясь на эту картинку космонавты, в случае необходимости, будут стыковать модуль вручную. Кстати, осталось 5,5 километра.


15:49 Внизу греческими буквами «ро» обозначены расстояние от МЛМ до станции и скорость сближения — расчетные (слева) и измеренные (справа). «Захват» означает, что обе антенны «Курса» — на модуле и на МКС — видят друг друга.


15:45 А вот и первая картинка с экрана интегрированного пульта управления МЛМ. Расстояние пока 9,5 километра:



15:43 МЛМ ждал пуска больше десяти лет, но вообще говоря, для советской и российской космонавтики это не такой уж уникальный долгострой. Второй российский модуль МКС — служебный модуль «Звезда» в «девичестве» был дублером базового модуля советской станции «Мир», и его корпус был готов еще в 1986 году. После того, как он не стал первым модулем станции «Мир-2», он превратился во второй модуль МКС и полетел на орбиту только в 2000 году — спустя 15 лет после постройки.


15:38 Если что-то пойдет не так, и «Курс» перестанет работать нормально, управление модулем возьмут на себя космонавты. На борту МКС есть специальный пульт для телеоператорного режима управления (ТОРУ), выглядит он примерно так:

Космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров уже сейчас сидят за таким пультом на случай, если потребуется переключиться на «ручной режим».


15:36 Стыковка (точнее, касание стыковочных агрегатов) должно произойти в 16:24 по московскому времени. Но процедура подготовки к ней началась сегодня в восемь утра, когда включились антенны системы «Курс», примерно в полдень запустился режим «сближение / стыковка», после двух часов дня несколько раз включались главные и вспомогательные двигатели модуля. Специально к сегодняшнему дню мы подготовили для вас подробное описание — как выглядит сближение и стыковка на экране пульта управления космического корабля или на пульте телеоператорного режима управления.


15:33 И сразу хорошие новости: система автоматической стыковки «Курс» работает нормально, антенна модуля уже видит МКС, так что все штатно. Антенны «Курса» видят друг друга на дистанции примерно в 300 километров.


15:32 Для тех, кто не следил за этой историей последние десять лет, пара слов о том, почему эта стыковка так важна.

Многофункциональный лабораторный модуль усовершенствованный (МЛМ-У) «Наука» — экстремальный долгострой, его корпус был построен еще в середине 1990-х годов. Тогда это был дублер первого модуля МКС — ФГБ «Заря». Когда «Заря» успешно отправилась на орбиту ФГБ-2 было решено переделать в лабораторный модуль, первоначально его планировалось запустить в 2007 году, потом в 2009-м, незаметно прошло 12 лет, и наконец мы видим это произведение человеческих рук на орбите.

Все перипетии истории МЛМ читайте в нашем материале «Роковая стружка».


15:31 Привет, это Илья Ферапонтов, главред N + 1, и мы сегодня будем следить за сближением российского модуля «Наука» с Международной космической станцией и его стыковкой с МКС. Для начала скажу куда смотреть. Трансляции этого события будут идти на каналах NASA TV и «Роскосмоса», для вашего удобства я воткну обе строчкой ниже:

«Роскосмос» начнет трансляцию в 15:40:



NASA TV начнет в 15:30 по московскому времени:


Ранее в этом блоге

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.