Что наблюдать на небе в августе: метеорный поток Персеиды, пять ярких планет и две кометы для телескопа

Визитная карточка августа — метеорный поток Персеиды. Давайте разберемся, когда и как можно насчитать больше всего «падающих звезд» и как за ночь поймать в окуляр телескопа не только все яркие планеты Солнечной системы — от Меркурия до Сатурна — но и пару-тройку комет.

Когда речь заходит о падающих звездах, прежде всего вспоминают об августе и метеорном потоке Персеиды. С 17 июля по 24 августа Земля пролетает 100 миллионов километров по орбите (это две трети расстояния до Солнца), и всё это время двигается через поток частиц, оставленных кометой Свифта-Таттла

В этом году пик интенсивности метеорного потока придется на ночь с 11 на 12 августа. Зенитное часовое число метеоров (ZHR), по прогнозам Международной метеорной организации, может достичь 100 метеоров вместо среднего значения 50-70. Плюс этого года — в том, что ночь максимальной интенсивности придется на время, близкое к последней четверти Луны. Поэтому лучшее время для наблюдения метеоров — первая половина ночи, пока Луны нет на небе. Чем дальше вам при этом удастся уехать от городской засветки, тем лучше. Оптические приборы для наблюдений не требуются: ведь поле зрения даже бинокля, не говоря уже о телескопе, ничтожно мало по сравнению с областью неба, на которую стоит обратить внимание.

Мельчайшие пылинки, сталкиваясь с Землей, оставляют неизгладимое впечатление у наблюдателей на поверхности планеты. Метеоры Персеид, летя со скоростью примерно 60 километров в секунду, сталкиваются с верхней частью атмосферы на высотах около 80 километров. При наблюдении в период максимума потока нам будет казаться, что следы метеоров исходят из области красивейшего созвездия северного полушария неба — созвездия Персея. Вы найдете его на северо-востоке, ориентируясь на известное созвездие Кассиопея.

Наблюдаем яркие планеты

Пять планет Солнечной системы — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн — известны с глубокой древности, их легко найти на небе невооруженным глазом. В августе можно увидеть их все.

Наиболее сложен для наблюдения Меркурий — большую часть времени он настолько близок к Солнцу, что буквально тонет в его сиянии, но в начале августа, на рассвете, в созвездии Близнецов на светлом небе можно увидеть его красную искорку. Затем Меркурий пройдет между Солнцем и Землей (правда, не совсем на одной линии — на диске Солнца мы его не увидим), чтобы 1 октября засиять на вечернем небе на наибольшем угловом расстоянии от Солнца.

А вот для Венеры, самой яркой планеты Солнечной системы, наибольшее угловое расстояние от Солнца наступит уже в этом месяце. Утром 13 августа ее можно будет наблюдать дольше всего и практически на темном небе. В телескоп будет видна фаза планеты.

Марс в августе активно готовится к противостоянию — его блеск, уже в июле бросавшийся нам в глаза, возрастет за месяц практически в два раза. Красную планету можно наблюдать на фоне звезд созвездия Рыб, в середине ночи она поднимается над восточным горизонтом. Невооруженным глазом Марс выглядит как яркая красновато-оранжевая звезда, а в телескоп уверенно различим его диск.

Планеты-гиганты Юпитер и Сатурн после противостояния в июле практически остановились в своем движении в созвездии Стрельца. Для нас, наблюдателей из Северного полушария Земли, такое положение наиболее интересных планет гигантов — невысоко над горизонтом, в созвездии, где расположена сейчас точка зимнего солнцестояния — неудобно, но мы можем радоваться, что они ее миновали, и с каждым годом условия наблюдения явлений в системе спутников Юпитера и колец Сатурна будут только улучшаться. Газовые гиганты наблюдаются в августе рядом друг с другом. Юпитер невооруженным глазом отличить от Сатурна легко — он значительно более ярок.

Цель для телескопа — кометы

Героиня прошлого месяца, комета C/2020 F3 NEOWISE, благополучно пережила сближение с Солнцем, прошла на расстоянии 103 миллионов километров от Земли и сейчас продолжает от нас отдаляться. Невооруженным глазом ее уже не увидеть, но комета по-прежнему прекрасная цель для визуальных наблюдений в телескоп и астрофотографии. Она перемещается по созвездиям Волосы Вероники, Волопаса и Девы, а это значит, что искать на небе ее нужно невысоко над горизонтом на западе. Кстати, в том же направлении можно найти еще пару относительно ярких — для телескопа, конечно — хвостатых странниц: C/2019 U6 Lemmon и С/2017 T2 PANSTARRS. Лучшее время для охоты за кометами и вообще любыми туманными объектами — середина августа: Луна убывает (последняя четверть 12 августа), поднимается над горизонтом поздно, а значит, не засвечивает небо в начале ночи. Самые темные ночи, конечно, ждут нас в новолуние — оно в этом месяце 19 числа.

Комета C/2019 U6 Lemmon открыта 31 октября 2019 года автоматическим обзором Mount Lemmon Survey в обсерватории Маунт-Леммон в Аризоне. Ее орбитальный период составляет около 5200 лет. Комета прошла перигелий 18 июня 2020 года и в максимуме своей яркости была примерно шестой звездной величины. Сейчас ее блеск составляет примерно 9-9,5 звездной величины.

Комета С/2017 T2 PANSTARRS открыта 2 декабря 2017 года системой автоматических телескопов PANSTARRS на Гавайских островах. Перигелий она прошла 4 мая 2020 года, находясь на безопасном расстоянии от Солнца — примерно на таком же, как Марс. Путь кометы к Солнцу из облака Оорта занял несколько миллионов лет. Сейчас блеск С/2017 T2 PANSTARRS составляет около 10 звездной величины  — хорошая цель для телескопа с апертурой от 200 мм.

Смотрите на небо вместе с N + 1! Мы желаем вам ясной погоды и успешных наблюдений.