Сейсмология пандемии
Пандемия коронавирусной инфекции и глобальный карантин привел не только к очищению атмосферы, но и к геофизическим последствиям: сейсмологи по всему миру фиксируют резкое снижение уровня антропогенных микросейсмических шумов. Мы спросили российских сейсмологов, как именно пандемия сказалась на московской геофизической обстановке.

Землетрясений в центральной России не бывает, а заметные сейсмические события в Москве — это отголоски мощных землетрясений в других регионах. В столице ощутили, например, Карпатское землетрясение марта 1977 года магнитудой 7,4 и Охотоморское землетрясение в мае 2013 года, чья магнитуда достигала 8,3. В обоих случаях толчки ощущались в основном на верхних этажах зданий, где интенсивность колебаний не превышала 2-3 балла. Но это не значит, что все остальное время сейсмостанции ничего не слышат — они постоянно фиксирует высокочастотные сейсмические шумы. Их источники — ветер, волны в океане, а кроме того, деятельность человека: поезда, метро, машины, самолеты, заводы и электростанции.
С момента начала «московской изоляции» столичная сейсмостанция почувствовала резкое снижение уровня микросейсмических шумов, сообщил N+1 Руслан Дягилев, заместитель директора по научной работе Единой геофизической службы РАН.
На иллюстрации ниже показаны усредненные спектры мощности микросейсмических шумов по данным сейсмостанции «Москва». Расчет уровня выполнен для трех временных интервалов продолжительностью двое суток. Первый интервал — это четверг и пятница прошедшей рабочей недели, второй интервал — выходные дни, третий — это понедельник и вторник текущей недели, когда москвичи оказались дома на карантине или самоизоляции.
Если колебания уровня московских сейсмических шумов представить в виде хронологической последовательности, то получится такой график:
Сейсмическое затишье фиксируют и бельгийские сейсмологи. По их данным, сейсмическая обстановка стала тише на 30-50 процентов, что примерно соответствует уровню рождественских каникул.
Séismologie "sociale": https://t.co/PRgK86eJXT
— Seismologie.be (@Seismologie_be) March 27, 2020