Юлли Улетова

«Помпеи: шаг за шагом»

Помпейский антефикс Дорического храма Афины

Археологические исследования в Помпеях идут не только в V районе, о котором регулярно рассказывает наш блог (например, вот, вот и вот), но и в других местах города. В частности, в VIII районе, где находится древнейшее помпейское святилище — Дорический храм, был найден антефикс с изображением богини Афины (римской Минервы). Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова — автор сайта «Помпеи: шаг за шагом».


Треугольный форум

Треугольный форум находится на юге Помпей, в VIII районе, где еще в VI веке до нашей эры предположительно находилось небольшое греческое торговое поселение. Название свое форум получил по характерной форме участка, который он занимает. Этот «треугольник» — выступ лавовой скалы, доминировавший над долиной реки Сарн (теперь — Сарно).

Треугольный форум — второе общественное пространство Помпей после Гражданского форума, основная культурная площадка города. Здесь, в частности, располагались Большой театр для театральных представлений, рассчитанный на пять тысяч человек, и Одеон — театр поменьше (на 1300 человек) для декламаций или камерных мероприятий.

Кроме того, здесь же стояли Дорический храм, храмы Исиды и Эскулапа, Самнитская палестра и Квадрипортик.

Древняя священная область с Дорическим храмом и другими сакральными сооружениями вокруг него занимала несколько отстраненный от театрального квартала участок. Построенный во II веке до нашей эры портик удачно интегрировал его в общее пространство форума, не нарушив при этом некоторой обособленности священного места.

Раскопки в VIII районе ведут сотрудники Университета Фридриха II из Неаполя, подписавшего договор с Археологическим парком Помпей еще в 2015 году (кстати, директор парка Массимо Осанна занимает в университете должность профессора классической археологии).

В программу исследований, в частности, входит датировка этапов строительства городских стен на этом участке. Возможно, что в III-II они были серьезно укреплены против внешней угрозы.


Храм Афины и Геракла

Дорический храм на Треугольном форуме — одно из двух, наряду с храмом Аполлона, старейших святилищ Помпей. Дорический — название условное, основанное на архитектурных особенностях сооружения, построенного в дорическом ордере VI века до нашей эры, довольно древнем для Помпей. Есть предположение, что первый храм в этом месте был деревянным.

Храм сильно пострадал еще в римское время — во время землетрясения 62 года — и больше не восстанавливался. Материал, из которого он был построен, растащили еще в древности.

До нас дошел лишь подиум храма в несколько ступеней, поэтому о его внешнем виде нам почти ничего неизвестно. Ясно лишь, что со стороны фасада стояли семь, а по длинным сторонам храма — по 11 колонн. Их сохранившиеся дорические капители из травертина были схожи с подобными из храмов Великой Греции, например Пестума.

Интересно, что стволы колонн, сделанные из нуцерийского туфа, относятся уже к эллинистической эпохе.

Обычно при толковании принадлежности античного храма к определенному культу ученые основываются на его архитектурном и скульптурном декоре. В случае с Дорическим храмом из Помпей специалисты сделали вывод о его посвящении богине мудрости — греческой Афине, или римской Минерве, а также установили, что он пережил по крайней мере три декоративные фазы.

Кроме того, рядом с храмом расположен Героон (могила героя). Предположительно он являлся местом культа мифического основателя Помпей — Геракла, или Геркулеса.

Его «соседство» с Афиной неслучайно: согласно мифам Геракл был одним из любимцев богини. Она помогла ему совершить по меньшей мере половину из двенадцати знаменитых подвигов и опекала в прочих свершениях. Поэтому и Дорический храм, скорее всего, был совместным святилищем Афины и Геракла.

В ходе раскопок, проведенных в предыдущие годы, перед входом в Героон были найдены вотивные ямы III века до нашей эры, а в северо-западной части портика — большой колодец, соединенный с подземной цистерной, вероятно, эпохи Августа.


Керамические антефиксы храма Афины

Антефиксы — это декоративные элементы крыши здания, имеющие еще и утилитарное значение. При более ранних раскопках храма уже было найдено несколько керамических антефиксов. Изображенную на них богиню истолковали как Минерву.

Новая находка — еще один антефикс с изображением богини мудрости — подтверждает все сделанные ранее выводы относительно принадлежности храма и его декора.

Все антефиксы из Дорического храма в Помпеях — и ранее найденные, и новый — относятся к времени реконструкции храма, выполненной в конце IV века до нашей эры, то есть около 300 года до нашей эры.


Культ Афины

Этот новый антефикс очень схож с таким же, но из внегородского святилища IV–I веков до нашей эры в местечке Привати в области античных Стабий (современное Кастелламмаре-ди-Стабия) в 12 километрах от Помпей.

Возможность их оттиска с одной и той же матрицы довольно высока, и вполне вероятно, что местная помпейская мастерская могла обеспечивать терракотовыми архитектурными элементами с изображением Афины святилища ее культа в окрестностях Помпей и даже дальше.

Кроме этих двух святилищ культа Афины — в Помпеях и Привати (Стабиях), можно также вспомнить еще одно на мысу Пунта делла Кампанелла на Амальфитанском побережье, в 40 киломерах от Помпей.

Все три связаны еще и находками самого распространенного здесь типа терракот, представляющего Афину стоящей со щитом и во фригийском колпаке.

Святилище в Привати также было предназначено для культа не только Афины, но и Геракла — об этом свидетельствуют антефиксы с его головой.


Вотивные предметы

Помимо антефикса, Массимо Осанна представил публике в своем инстаграме и маленькую женскую головку, фрагмент терракотовой статуэтки. Как и другие находки, например фигурные терракотовые сосуды, эти предметы являлись вотивными, то есть сделанными по обету.

Такие предметы, по сути облегченные формы жертвоприношения, приносили в храм, чтобы попросить что-либо у божества или, наоборот, поблагодарить его за выполненную просьбу.

Эти вещи лишены практического смысла: даже если они и были предназначены для пищи или жидкостей, подношения посвящались богу и не могли использоваться в быту. Найденные вотивы специалисты относят к III веку до нашей эры.

Ранее в этом блоге

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.