В ноябре 2016 года несколько сотрудников американского посольства на Кубе, а также члены их семей, начали жаловаться на потерю слуха, головную боль, головокружение и тошноту. Причиной симптомов, характерных для сотрясения мозга и других черепно-мозговых травм, посчитали применение к гражданам США некоего звукового оружия: рассматривалась версия, что атаку организовала Куба, обвиняли и другие страны (в том числе и Россию). Первые обследования пострадавших, проведенные в Университете Пенсильвании с помощью МРТ, однако, показали отсутствие травм и неврологических нарушений; СМИ, тем временем, называли причиной таинственного заболевания массовую истерию. Сейчас ученые опубликовали новые данные: спустя пару лет после предполагаемого применения звукового оружия у сотрудников посольства нашли изменения структуры белого и серого вещества головного мозга, а также ослабление его функциональных связей. В нашем блоге рассказываем все, что известно об этой истории на данный момент.
Нападения на посольства и другие дипломатические миссии — история не редкая: стоит вспомнить, к примеру, обстоятельства смерти русского писателя Александра Грибоедова, который погиб во время массовой резни в посольстве Российской Империи в Тегеране будучи руководителем дипмиссии. Часто обстоятельства атак неясны, нередко под вопросом оказывается даже сам факт нападения. Так, например, произошло в 2001 году, когда после терактов 11 сентября письма со спорами сибирской язвы отправляли журналистам и американским сенаторам, а затем обнаруживали в представительствах США в других странах, а также, например, в посольстве России в Вашингтоне.
История, произошедшая с американскими дипломатами на Кубе, удивительна и интересна тем, что обстоятельства предполагаемой атаки не просто неизвестны, а есть вероятность (и она большая), что никакой атаки и не было. Разумеется, американская сторона, которая поспешила вывезти представителей своей страны из Гаваны, сразу же сделала предположение о некоем звуковом оружии, применение которого объяснило бы появление симптомов. Пострадавшие, которые жаловались на головные боли, потерю слуха, потерю памяти, головокружение и тошноту, да и просто «чувствовали себя странно», сообщали о том, что слышали какие-то высокочастотные громкие звуки: первый дипломат, который сообщил о появлении симптомов, отмечал, что звук был настолько громким и раздражающим, что ему приходилось закрывать все двери и окна в доме и ставить телевизор на высокую громкость (он же предполагал, что источник этого звука находился недалеко от его дома).
Стоит отметить, что эксперты в области оружейных разработок несмертельного действия почти сразу же отмели версию, что симптомы участников инцидента были вызваны именно звуковым оружием. Во-первых, частота записанного звука — около 7 килогерц, что в рамках слухового восприятия человека, поэтому версия о том, что источник — это какое-то новое инфразвуковое оружие, неправдоподобна. Во-вторых, существующие сейчас разработки в области звукового оружия направлены на то, чтобы воздействовать на человека либо психологически (для этого американские солдаты во время войны во Вьетнами устанавливали на вертолеты колонки, с помощью которых проигрывали музыку), либо через кратковременную потерю слуха. Последнее достигается с помощью воздействия очень громкого звука и да, такое оружие действительно существует, но оно не прицельное: акустические пушки, если и оглушают, то оглушают сразу всех, кто находится в пределах их действия, а не только американских дипломатов.
Кстати, если кому-то интересно (мы уверены, что вас очень много), то тот звук, который американцы посчитали атакой на своих дипломатов, можно даже прослушать:
Образец звука, записанный представителями посольства США на Кубе, не только посеял панику в правительстве страны, но также позволил ученым из Калифорнийского университета в Беркли проанализировать его акустические характеристики: будучи единственным (помимо жалоб непосредственных участников) прямым доказательством применения акустического оружия, анализ полученного звука мог бы оправдать дальнейшие обвинения и расследования. Получилось наоборот: ученые обнаружили, что пространственные и временные характеристики записанного звука до мельчайших деталей совпадают со стрекотанием, которое издают в брачный период сверчки вида Anurogryllus celerinictus, как раз (ну не удивительно ли?) обитающие на территории Кубы.
Строго говоря, результаты акустического анализа пусть и помогают отвергнуть версию использования особого акустического оружия, они также поднимают и другой вопрос: могли ли дипломаты пострадать от тех самых сверчков? Если вкратце, то нет: исследователи подчеркивают, что сами по себе звуки, которые издают A. celerinictus, таких симптомов вызвать не могут.
Интересно, что появившиеся у работников посольства и членов их семей симптомы имели долгосрочный характер. В марте 2018 года в журнале JAMA Network вышла статья с результатами исследования, проведенного учеными из Университета Пенсильвании. Авторы работы сообщали о том, что в течение трех месяцев после появления симптомов у большинства из 21 человек они сохранились. Симптомы включали в себя нарушения когнитивных функций и психического состояния, работы вестибулярного и опорно-двигательного аппарата, а также головные боли и проблемы со сном. При этом серьезные нарушения слуха сохранились только у трех пострадавших. Что касается неврологических нарушений, то анализ МРТ-сканов головного мозга участников исследования не указал на какие-либо серьезные нарушения, а также наличие черепно-мозговой или другой травмы. Авторы работы заключили, что наблюдаемые симптомы — последствия «слухового или другого сенсорного воздействия неизвестного характера».
Разумеется, у того исследования есть несколько очень важных ограничений. Например, проверены были только пострадавшие дипломаты: для более корректно построенного исследования необходимо было бы проверить также и тех, кто также мог бы быть подвергнут воздействию звуков (например, тех, кто живет по соседству). Именно поэтому исследование 2018 года следует считать предварительным: разумеется, по ней никаких громких выводов сделать было нельзя.
Интересно, однако, что авторы работы не обнаружили никаких нарушений или изменений в мозге дипломатов, что говорит о том, что симптомы, возможно, имеют психосоматический характер. Это предположение, которое, кстати, также вынесли и кубинские медицинские эксперты, которых подключили к расследованию, хорошо соотносится с наиболее распространенной версией случившегося: симптомы, которые появились у дипломатов, были вызваны массовым психозом, или истерией. По этой версии самый первый пострадавший, услышавший звуки, пока находился у себя дома, пожаловался на недомогание коллеге, который историю подхватил и разнес дальше: так звуки, которые ранее приписывали насекомым, начали казаться искусственными, а возможность воздействия звукового оружия со стороны неприятеля вызвала у сотрудников панику и стресс, которые затем и привели к психосоматическим симптомам. Эта самая распространенная версия также кажется и наиболее правдоподобной.
Но вернемся к новому исследованию. Методологически оно выполнено более качественно (кстати, это та же самая группа ученых, поэтому работу можно считать логическим продолжением исследования, результаты которого опубликовали в марте прошлого года): в нем приняли участие 40 пострадавших, сообщавших о наличии симптомов, и 48 человек контрольной группы, схожих с дипломатами по демографическим и социоэкономическим показателям.
Исследователи обнаружили у пострадавших уменьшение объема белого вещества головного мозга как в целом, так и в отдельных областях, а также меньший объем серого вещества головного мозга в коре больших полушарий (в лобных, височных и затылочных долях) и больший — в области мозжечка и промежуточного мозга. Кроме того, ученые также обнаружили в мозге дипломатов ослабление функциональных связей в участках, отвечающих за слуховое и зрительно-пространственное восприятие, но не в областях, которые отвечают за когнитивные функции (что важно, так как многие пациенты жаловались и на их ухудшение в том числе).
С одной стороны, структурные различия головного мозга дипломатов и участников контрольной группы могут говорить о том, что причиной симптомов, которые наблюдались у пострадавших, могли быть некоторые неврологические нарушения. С другой стороны, авторы работы пишут о том, что точная связь между звуковым воздействием на дипломатов и наблюдаемыми у них неврологическими изменениями и (возможно, психосоматическими) симптомами все еще не установлена: во-первых, участников очень мало, а во-вторых, достоверную корреляцию между структурными и функциональными изменениями в головном мозге и наблюдаемыми симптомами удалось проследить не у всех осмотренных дипломатов. Кроме того, обнаруженные различия могли быть вызваны и другими причинами: сканирование происходило минимум через полгода после появления симптомов, и структурные и функциональные изменения (при условии, что это действительно изменения: разумеется, сканов, сделанных до воздействия тех самых звуков, у исследователей для сравнения не было) могли быть вызваны, например, фармакологическим или психотерапевтическим вмешательством.
Что касается самих обнаруженных нарушений, то причины их возникновения могут быть разными. Нарушения структуры белого вещества и уменьшения его объема обычно говорят об атрофии тканей головного мозга и считаются биомаркером процесса нейродегенерации, а также многих психических заболеваний, в том числе, к примеру, шизофрении и депрессии, а уменьшение объема серого вещества наблюдается, к примеру, у эпилептиков. Что касается ослабления функциональных связей, то этот показатель напрямую связан с нарушением функций, за которые отвечают вовлеченные участки.
Все перечисленное, однако, может быть вызвано воздействием сильного стресса: именно поэтому, если отмести варианты с применением акустического оружия и тем, что люди в действительности могут так сильно страдать от сверчков, то остается только он (а с ним и, возможно, массовый психоз — хотя стресс мог возникнуть и вне его). Впрочем, точно сказать, к сожалению, нельзя, и точка в этой истории все еще не поставлена.