Как справиться с астероидом без прокуратуры. Инструкция

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Космический блогер и наш постоянный автор Виталий «Зеленый кот» Егоров написал в прокуратуру заявление на телеканал РЕН-ТВ: он потребовал проверить, не нарушает ли свежепринятый «закон о фейковых новостях» сюжет канала, посвященный астероиду 2007 FT3. Егорова возмутило, что в сюжете со ссылкой на неназванных астрономов говорится о «неизбежном» падении 340-метрового небесного тела на Землю, которое должно произойти 3 октября. По его словам, никаких подобных прогнозов на астероидных сайтах NASA не содержится и вся эта информация не соответствует действительности.

Ведущий телеканала в ответ на обвинения заявил, что все данные взяты с сайта NASA, но позже новость с сайта РЕН-ТВ все же удалили. Тем не менее, она осталась в веб-архиве.

Можно предположить, что телеканал опирался на сообщение британской газеты Express, опубликованное еще 7 марта, правда, и там речь шла лишь о риске столкновения и ничего не говорилось о «неизбежности».

Неизвестно, поможет ли прокуратура с соблюдением корректности в астрономических новостях, но пресса любит тему астероидной угрозы: всегда можно написать в заголовке «Гигантский астероид сблизится с Землей» (что может быть абсолютной правдой) и набрать кликов, не уточняя, что он пройдет в паре миллионов километров от нашей планеты.

Но вообще-то любой человек в подобной ситуации может обойтись без прессы (и, тем более, без прокуратуры). Зная несколько терминов и несколько сайтов, можно совершенно самостоятельно выяснить, угрожает что-то Земле или нет.

Во-первых, вы можете зайти на страницу «Космическая погода» на нашем сайте и увидеть, когда какой-либо астероид приближается к Земле на расстояние меньше радиуса лунной орбиты.

Во-вторых, верить нам тоже необязательно: с помощью астронома Леонида Еленина, сотрудника Института прикладной математики имени Келдыша, мы подготовили для вас короткую инструкцию: как найти информацию о потенциально опасных астероидах в первоисточнике.

1. Как узнать, что пролетает рядом с Землей прямо сейчас (а также в недавнем прошлом или в ближайшем будущем)?

Коротко: найти информацию на сайте Центра малых планет

Нужно зайти на сайт Центра малых планет Международного астрономического союза. Прямо на главной странице этого сайта слева есть раздел «Close Аpproaches», а в нем — список астероидов, дата сближения, примерный размер (и разброс значений) в метрах, а также дистанция, на которой он разминулся (или разминется) с Землей. Это расстояние указывается в LD (lunar distance), средних расстояниях до Луны (около 385 тысяч километров), и в подавляющем большинстве случаев астероиды пролетают на значительном удалении от лунной орбиты.

Например, прямо сейчас, в интервале с 25 апреля по 16 июля, нет ни одного астероида, который бы пролетел от Земли на меньшем расстоянии, чем 4 LD. Нужно иметь в виду, что значительную часть небольших астероидов астрономы обнаруживают уже после сближения, поэтому в верхней части списка так много объектов, чей индекс начинается с 2019.

Если щелкнуть мышью по названию астероида, вы попадете на страницу с полной информацией о нем, где есть параметры его орбиты, обстоятельства открытия и интерактивная схема его траектории. Вот, например, страница астероида 2007 FT3, а так выглядит его орбита:

Кроме того, на сайте Центра есть полный список ожидаемых сближений с астероидами на весь XXI и XXII век.

2. Как узнать, насколько опасен конкретный астероид, о котором пишут в газетах?

Коротко: посмотреть на список будущих сближений и оценку по Туринской или Палермской шкале

Вы можете зайти на сайт Solar System Dynamics (это один из сайтов Лаборатории реактивного движения NASA) и найти там раздел JPL Small-Body Database Browser. В строке поиска нужно вбить индекс астероида, и вы попадете на страницу с информацией о нем. Вот так, например, выглядит страница астероида 2007 FT3:

Сразу под названием астероида указывается, в какую группу он входит (астероиды делятся на группы в зависимости от параметров орбиты), а также сближается ли он с Землей — на это указывают две аббревиатуры: NEO и PHA. Если их под названием астероида нет, это означает, что астероид абсолютно безопасен.

Аббревиатура NEO (near-Earth object — «объект, сближающийся с Землей») обозначает малые тела, чей перигелий — ближайшая к Солнцу точка орбиты — находится на расстоянии менее чем 1,3 астрономической единицы. Астрономическая единица равна 149 597 870,7 километра и примерно соответствует среднему радиусу земной орбиты. То есть объект, относящийся к классу NEO, в теории может приблизиться к Земле на расстояние менее 0,3 астрономической единицы (то есть 44,9 миллиона километров).

Скажем, расстояние перигелия у 2007 FT3 (обозначается буквой q) составляет 0,78 астрономической единицы.

Чтобы попасть в класс PHA (potentially hazardous asteroids — «потенциально опасные астероиды»), небесное тело должно соответствовать двум условиям. Во-первых, его орбита должна иметь минимальную дистанцию пересечения с земной орбитой (MOID) менее 0,05 астрономической единицы (примерно 7,5 миллиона километров). Для 2007 FT3 этот параметр равен 0,014 астрономической единицы.

Во-вторых, абсолютная звездная величина объекта (H) должна быть меньше 22. Абсолютной называют расчетную звездную величину, которую объект имел бы на дистанции 1 астрономической единицы от Солнца и от наблюдателя — и по этому параметру можно примерно определить размер объекта. Например, с помощью простого калькулятора.

В среднем альбедо, то есть отражательная способность астероида, составляет около 0,15, поэтому пороговый размер для PHA составляет около 140 метров. Наш клиент 2007 FT3, как видно на его странице в SSD, имеет H = 20 и, соответственно, размер около 340 метров.

Принадлежность к PHA означает, что астероид, в принципе, имеет возможность столкнуться с Землей, но из этого не следует, что это обязательно произойдет за время существования Солнечной системы. Для того чтобы увидеть, что будет происходить с Землей и этим астероидом, нужно заглянуть в раздел Сlose-approach data на странице объекта. Здесь в таблице указаны все случаи сближения астероида с Землей (и другими телами, например Луной и Венерой) в прошлом и будущем.

Здесь нас могут интересовать четыре параметра: дата и время сближения (указывается по UTC), номинальная дистанция (рассчитанная без учета ошибки), а также максимальная и минимальная дистанция (уже с учетом возможного разброса). Дистанция во всех случаях указывается в астрономических единицах. Вот, например, фрагмент из насыщенной биографии астероида 2012 DA14, известного тем, что он пролетел рядом с Землей вечером накануне падения Челябинского метеорита:

Наш герой 2007 FT3 ничем похожим похвастаться не может. В его списке всего лишь три сближения — одно из них было в 2007 году (когда он был открыт), следующее будет 11 октября 2068 года (0,16 астрономической единицы, то есть почти 24 миллиона километров) и еще одно уже в XXII веке, 23 марта 2187 года (0,18 астрономической единицы). Ничего похожего на неизбежное падение в этом октябре.

Откуда же британский «Экспресс», а вслед за ними РЕН-ТВ, взяли дату 3 октября 2019 года?

У Лаборатории реактивного движения есть специализированный сайт с каталогом потенциально опасных астероидов, «расписанием» будущих сближений и оценкой рисков: JPL Center for NEO Studies (CNEOS). На этом сайте есть раздел, посвященный астероиду 2007 FT3, где можно найти параметры его орбиты, размер, массу, а также список будущих сближений с Землей.

В этом списке действительно присутствует сближение 3 октября 2019 года на дистанции в 65,9 радиуса Земли — то есть на расстоянии более 420 тысяч километров, уже за орбитой Луны. Там же приводится и оценка возможной вероятности столкновения — 9,2 × 10-8, или примерно 9 миллионных долей процента.

Противоречие между данными SSD и CNEOS, возможно, кажущееся. Дело в том, что, как написано на сайте CNEOS, данные там представлены по состоянию на 11 апреля 2017 года, а список сближений в SSD обновлялся 11 декабря 2018 года. Возможно, за это время данные об орбите были скорректированы и сближение исчезло.

Самый простой способ определить, есть угроза или нет, — посмотреть на статус тела по Туринской или Палермской шкале. Эти две шкалы придуманы для оценки опасности астероидов, и если по Туринской шкале у астероида 0 (как у 2007 FT3), волноваться не о чем.

Более строгая Палермская шкала учитывает численные вероятности столкновения и энергии удара, с учетом угла вхождения астероида и скорости сближения с Землей, но если у объекта значения по этой шкале менее -2, то и здесь волноваться нечего. По этой шкале 2007 FT3 набирает лишь -2,82, то есть и по ней он не заслуживает особого внимания.

Так что теперь вы сможете детально объяснить друзьям и знакомым, стоит ли пугаться, когда в телевизоре скажут, что Земле угрожает очередной астероид. А если вы хотите разобраться еще и в метеоритах, пройдите наш тест «Лаборатория метеоритики».