Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В прошлом выпуске нашего блога мы рассказывали, как почти полтора века назад в одной из фиванских гробниц был обнаружен тайник, укрывавший десятки мумий фараонов, верховных жрецов и членов их семей. Археологов сразу же заинтересовали сами находки, а вот к изучению тайника удалось приступить значительно позже. О том, кому предназначалась эта гробница и как в ней оказались саркофаги и мумии других лиц, рассказывается в блоге Центра египтологических исследований РАН.
Когда же был построен царский тайник ТТ 320? Кем и для чего? Как попали туда царские мумии? Эти вопросы не давали покоя нескольким поколениям египтологов.
Польский ученый Анджей Нивинский выдвинул гипотезу о том, что гробница была закончена ко времени захоронения Пайнеджема II, верховного жреца храма Амона. Он правил Фивами в 980–958 годах до нашей эры. В это время власть в стране фактически была поделена между жрецами, управлявшими Верхним Египтом, и царями XXI династии, распоряжавшимися Нижним Египтом, хотя номинально всей страной правили фараоны.
Год смерти Пайнеджема соответствует десятому году правления фараона Сиамона из XXI династии. Нивинский предложил такую датировку на основании схожести планов TT 320 и гробницы в Баб-эль-Газусе, исследованной польской археологической миссией в 1969 году. Схожесть свидетельствует, по мнению Нивинского, не только об одном и том же времени строительства, но и о том, что их возводили под руководством одного архитектора.
Другие склонны были полагать, что захоронение ТТ 320 было закончено уже ко времени XVIII династии и предназначалось для царицы Яхмес-Инхапи, жены фараона Секененра Таа II. Ведь мумия царицы хранилась в тайнике, а ее имя упоминалось в пометках, сделанных иератическим письмом на саркофагах Рамсеса I, Сети I и Рамсеса II. Кроме того, гробницу Яхмес-Инхапи на фиванском некрополе до сих пор не могут найти.
В итоге, в результате исследований, проведенных ЦЕИ в 1998–2005 годах, подтвердилась гипотеза Нивинского. Действительно, ТТ 320 изначально строили для Пайнедежема II. В пользу этого говорят и планировка гробницы, и многочисленные граффити на стенах гробницы, некоторые из которых были впервые обнаружены сотрудниками ЦЕИ.
Однако оставался вопрос о назначении тайника. Французский египтолог Гастон Масперо первым обратил внимание, что в гробнице представлены две группы мумий: с одной стороны, фараоны и члены их семей, с другой — жрецы и их родственники, отвечавшие за сохранность царских мумий. Отсюда возникал вопрос: была ли гробница задумана как царская или как жреческая?
Ученые предполагают, что изначально ее сооружали как семейное захоронение главного жреца Пайнеджема II. Ведь саркофаги членов семьи Пайнеджема II были найдены в погребальной камере относительно целыми и не разграбленными. Саркофаги же, принадлежавшие фараонам и царицам, располагались по сторонам погребальной камеры и в соседних проходах. Личные клейма членов жреческих семей на пеленах мумии Рамсеса IX и других царей говорят о том, что жрецы имели доступ к тайнику и заботились о хранившихся в нем царских мумиях.
Клейма и другие пометки на мумиях и саркофагах, а также письменные источники истории Египта, дают ключ к пониманию того, каким образом мумии 40 великих фараонов и жрецов оказались собранными в одном захоронении. Дело в том, что начиная с периода правления Рамсеса IX грабежи и осквернения могил стали в Египте почти обыденным делом. По стране прокатилась волна неверия в сохранность погребенных святынь, и власти были обязаны предпринять какие-то шаги.
Согласно папирусу Аббот, в 16-ый год царствования Рамсеса IX была послана инспекция для проверки состояния гробницы Аменхетепа I. Гробница была признана нетронутой. Инспекция также признала нетронутым и захоронение Секененра-Таа II, чья мумия в конце концов оказалась в царском тайнике. Однако вскоре стало ясно, что отчеты о состоянии захоронений содержали заведомо ложные сведения.
Как указывается в папирусе Майер, датированном первым годом правления Рамсеса X (19-м годом — Рамсеса IX), в этот же год состоялся суд над людьми, осквернившими гробницы Рамсеса II и Сети I. Многие из грабителей после допросов с пристрастием сознались в содеянном — оказалось, что в грабежах были замешаны коррумпированные чиновники.
Однако грабежи продолжались. Чтобы спасти царственные останки, их следовало перепрятать. Эта миссия была возложена на жрецов.
Реставрация царских мумий была выгодна жрецам. Цари богато хоронили членов своих семей, а жрецы во время реставраций обирали царские мумии. Еще в древние времена при вскрытии захоронений и их последующем опечатывании всегда присутствовали представители сокровищницы, часто — чиновники высокого ранга. Они же руководили процессом «освобождения» мумий от всех ценностей, иногда, правда, заменяя реальные ювелирные изделия их жалким подобием из золотой или серебряной фольги.
Сначала мумии Рамсеса I и Рамсеса II перенесли для «обновления» в гробницу Сети I. Там они оставались некоторое время на реставрации. На саркофаге Рамсеса II сохранилась пометка о самом этом «путешествии» и его цели: «…Чтобы обновить ее [мумию] и заново похоронить в гробнице Сети I». Видимо, гробница тогда казалась достаточно надежным убежищем. Каждый раз, когда царские мумии отправляли на ремонт, на самих мумиях и их саркофагах оставляли подобные пометки.
Находки в гробнице Сети I подтверждают, что ее помещения в течение какого-то времени использовались для хранения и реставрации царских мумий. Здесь были реставрированы мумии царской дочери и «великой царской жены» Яхмес-Ситкамес, Яхмеса I, принца Сиамона и других царственных особ. Другим местом реставрации стал заупокойный храмовый комплекс Рамсеса III в Мединет-Абу. В храме Мединет-Абу тела вновь бальзамировали и заново пеленали.
«Обновляли» также и заупокойный инвентарь умерших, соскабливая сохранившееся золото вместе с картушами, а затем, в случае сильного повреждения саркофагов, бегло помечали, кто в какой гроб был переложен. Так, мумию Рамсеса II поместили в саркофаг, ранее ему не принадлежавший.
Решение подыскать новое место для захоронения мумий родилось, по-видимому, уже во времена правления царя Сиамона. Согласно письменным источникам, в 10-й год его царствования (дата сохранилась на саркофагах Рамсеса I, Сети I и Рамсеса II) мумии фараонов были перенесены из гробницы Сети I в другую гробницу — царицы Инхапи (где располагается эта гробница, неизвестно) — и хранились в ней три дня.
Но и эту гробницу почему-то посчитали недостаточно подходящей для захоронения фараонов и подыскали новое место — гробницу, которую верховный жрец Пайнеджем II подготовил для себя, ТТ 320. Поскольку за сохранность мумий нес ответственность именно он, то для перезахоронения логично было использовать именно его гробницу. Незадолго до его собственной смерти в TT 320 была похоронена его жена — Несхонс, «чтобы отдыхать в “Доме вечности”, в котором и Аменхетеп I».
Скорее всего, при захоронении Несхонс в тайник также перенесли мумию Аменхетепа I, чтобы придать захоронению статус царского. К тому времени Аменхетеп I был обожествлен, он считался богом — покровителем некрополя. Не исключено, что мумия фараона играла особую роль в погребальном ритуале и жрецы освящали ею гробницы других фараонов. Вскоре умер и сам Пайнеджем, и мумии царей были перазахоронены вместе с ним.
На этом история «проверок» и перезахоронений царских мумий не закончилась. Во времена правления Шешонка I-Иупута царский тайник вскрывали несколько раз. После очередных похорон или проверки состояния гробницы вход в нее задвигали каменными блоками, замуровывали глиной и опечатывали. Масперо нашел в 1882 году около двадцати кусков глины со следами оттисков печатей с титулами жрецов, ответственных за погребения и заупокойную службу.
Сергей Иванов