Завершаем подведение итогов осеннего археологического сезона в Помпеях. В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода, в частности о ларарии в одном из домов V района, и новых фресках. На этот раз речь пойдет об останках людей и животных, которые по-прежнему находят под развалинами Помпей. Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
Как мы знаем, в Помпеях и окрестностях открыты останки чуть менее двух тысяч жертв извержения Везувия 79 года. Люди погибали на улицах, в домах, садах, на дорогах уже за городскими стенами. Чем раньше помпеец покидал город, тем больше у него было шансов выжить. Однако не все понимали грозящую Помпеям опасность, поэтому рассчитывали отсидеться в городе, спрятавшись в своих (или чужих) домах.
Органические останки погибших с течением времени исчезли, оставив после себя в слоях вулканических продуктов лишь пустоту и кости. То же самое произошло с деревянными и текстильными предметами быта. Во второй половине XIX века управляющий Помпеями археолог Джузеппе Фиорелли предложил эти пустоты при раскопках не разрушать, а предварительно заливать гипсом, чтобы получить объемную отливку истлевшего предмета или тела.
Так современный мир получил гипсовые «копии» дверей, ставень, мебели и прочих деревянных предметов, а также увидел позы, в которых помпейцы распрощались с жизнью.
К сожалению, за 100 с лишним лет гипсовые отливки удалось сделать всего примерно с сотни погибших. Однако хватает и этого небольшого количества фигур, чтобы впечатлиться трагедией людей, заваленных пеплом и обломками почти две тысячи лет назад.
Первая жертва на новых раскопках в V районе была найдена 22 мая этого года. Мужчина погиб прямо на улице, недалеко от городских ворот. И на этот раз гипсовый слепок тела не удалось сделать по причине аж двойного его смещения. Сначала после гибели помпейца в слое лапилли на его тело приземлился подхваченный пирокластической волной тяжелый каменный блок типа дверного порога. Затем в период правления в Неаполе Бурбонов, когда раскопки Помпей велись путем пробивания тоннелей в вулканических отложениях, верхняя часть его скелета съехала вниз как раз из-за работ по устройству такого прохода.
И вот теперь, в ходе осеннего археологического сезона, в известном нам Доме с садом открыта целая Комната скелетов (как ее уже успели назвать). И вновь сделать гипсовые слепки не представляется возможным, поскольку положение тел катастрофически нарушено: раздавленный череп одной из жертв извержения находится рядом с конечностями другой жертвы, мелкие объекты типа кольца с фрагментом пальца валяются вообще в стороне от тел. Как же и когда это могло произойти?
Оказывается, стратиграфию помещения, то есть строго последовательное расположение слоев-страт продуктов извержения вулкана, нарушило вторжение мародеров. Возможно, они появились здесь даже раньше официальных раскопщиков второй половины XVIII века. Об этом свидетельствуют проходы и дыры, пробитые в стенах.
Предварительное исследование помпейского антрополога Валерии Аморетти рисует нам грустную картину гибели помпейцев. По меньшей мере шесть человек (женщины и дети) пытались укрыться в одной из ближайших к входу в дом комнат, которая успешно сопротивлялась натиску лапилли. Однако это не спасло их от пирокластической волны, промчавшейся по всему дому и обрушившей крыши с тяжелой черепицей и верхние части стен.
Черепа, как это уже стало традиционным, демонстрируют великолепные зубы. Этим, кстати, отличается подавляющее большинство жертв Везувия — кариеса практически ни у кого из них не было. Скорее всего, это результат преимущественно вегетарианского питания и почти полного отсутствия сахара в пище, а также высокого содержания фтора в почвах региона, который выделяется в атмосферу как раз во время вулканической деятельности Везувия.
Еще одни останки в 2018 году были обнаружены не в самих Помпеях, а на вилле в Чивите Джулиане, расположенной в 700 метрах к северу от городских стен. Правда, на этот раз речь идет не о погибших людях, а о лошадях.
Вилла подверглась набегам «черных копателей», поэтому археологи при поддержке полиции еще в мае стали проводить там спасательные раскопки.
Тогда же, в мае, были открыты помещения конюшни с останками погибших в ней лошадей. Впервые за всю историю археологических раскопок в Помпеях удалось сделать гипсовый слепок истлевшего тела лошади — их тут находили и ранее, однако все заканчивалось на стадии расчистки и сбора костей. Более того, лошадь с виллы в Чивите Джулиане оказалась не рабочей, как большинство животных, найденных в Помпеях ранее, а скаковой.
Позже в той же конюшне удалось найти останки второй лошади. К сожалению, изготовить полный слепок ее тела не удалось — пустота в вулканическом материале, позволяющая делать гипсовые отливки истлевшей органики, была повреждена оползнями грунта. Но и удавшаяся часть фигуры превзошла ожидания: археологи получили отпечатки и фрагменты дорогой уздечки — железные крепления и бронзовые элементы декора, которые, судя по всему, крепились к кожаной основе, — практически на животном, а не отдельно от него.
Теперь же, по итогам осеннего сезона, Археологический парк Помпей сообщил о расчистке всего помещения конюшни и открытии останков третьего коня — тоже в сбруе. Увы, слепок и в этом случае получить не удалось, однако находка дополнительных бронзовых фрагментов упряжи под останками лошади — тоже большая удача.
Четыре предмета серпообразной формы из тонкого листа бронзы, найденные на ребрах лошади, содержали внутри остатки древесины хвойного дерева.
Они принадлежали седлу — деревянной конструкции, покрытой кожей или тканью, с четырьмя «рогами» из металла по углам.
Под животом животного, ближе к передним конечностям, был обнаружен еще один бронзовый предмет.
Такие крепления использовались в сочленениях кольцами кожаных ремней сбруи. На каждое кольцо их требовалось четыре. Возможно, часть ремней была похищена «черными копателями», побывавшими здесь раньше археологов.
Кроме того, в районе спины коня найдены фрагменты растительных волокон, а значит, животное было накрыто накидкой из ткани.
Седла такого типа использовались в Древнем Риме с I века нашей эры, особенно военными. Возможно, и владелец виллы имел какое-то отношение к армии.
По результатам трех (1907, 1955 и 2017-18 годов) археологических кампаний в этом районе можно с уверенностью утверждать, что похороненная извержением Везувия в 79 году вилла была богатой сельскохозяйственной усадьбой, занимавшей большую площадь в окрестностях Помпей. Она состояла из жилой части, роскошно украшенной фресками и мозаиками, с панорамными террасами и криптопортиком, и хозяйственной половины, где располагались стойла рабочего скота, склады для хранения оливкового масла и вина, а также участки земли под посевы.
Вилла в Чивите Джулиане непосредственно к раскопкам Помпей не относится, тем не менее, исследования здесь ведут именно сотрудники Археологического парка Помпей. Городская администрация разрабатывает план выкупа и отчуждения частных земель, расположенных над погребенной виллой, а также создания в Чивите Джулиане археологическо-природного парка, что соответствовало бы статусу охранно-буферной зоны, которую следует организовать вокруг древних Помпей.
Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии к проекту относится сдержанно, обещая рассмотреть его в обозримом будущем. В 2019 году Археологический парк Помпей планирует выделить из своего бюджета 2 миллиона евро для экспроприации земель над виллой и продолжения археологических работ.