Британские исследователи вообразили, как изменится туристическая отрасль по мере развития производства беспилотных автомобилей. Получилось, что, с одной стороны, передвигаться по городу и путешествовать между городами станет проще и дешевле, хотя проблема пробок и нехватки парковочных мест, вероятно, усугубится). С другой стороны, беспилотники, вероятно, составят конкуренцию придорожным гостиницам. Выиграют от развития беспилотного транспорта и труженицы секс-индустрии, а кварталы «красных фонарей», возможно, станут мобильнее.
Не секрет, что сейчас многие автомобильные производители озаботились созданием автономных транспортных средств. Nissan и Volvo планируют выпустить несколько моделей беспилотных автомобилей к 2020 году. Полностью беспилотные автомобили испытывают и технологические компании, в том числе Google, Baidu и «Яндекс». По некоторым оценкам, беспилотные автомобили могут занять часть массового рынка в Европе, США и странах Азии в 2025 году, а в глобальном масштабе станут основным видом транспорта к 2040 году.
Стоит отметить, что исследования, посвященные беспилотным автомобилям, проводятся, но касаются в основном технических или технологических аспектов. Но когда автономные автомобили станут массовым явлением, они существенно изменят многие сферы человеческой деятельности, однако как именно, пока не очень понятно — такие вопросы почти никто сегодня не изучает.
Британские исследователи Скотт Коэн (Scott Cohen) из университета Суррея и Дебби Хопкинс (Debbie Hopkins) из Оксфордского университета решили хотя бы немного заполнить этот пробел и изучить, как развитие беспилотных автомобилей повлияет на индустрию туризма и мобильность городских жителей. По словам британцев, им известно только одно исследование, посвященное влиянию автономных автомобилей на сферу туризма, но его авторы изучали отношение людей к беспилотным такси.
Коэн и Хопкинс выбрали несколько необычный метод исследования, основанный на концепции «социотехнических фантомов» (sociotechnical imaginaries). Он позволяет умозрительно проанализировать, как научное и техническое развитие повлияет в будущем на общество, политику и культуру (и наоборот). Никаких расчетов при этом авторы исследования не проводили и математических моделей не строили. Поэтому стоит отметить, что результаты, описанные в статье, можно считать интересной и, безусловно, имеющей право на существование точкой зрения, не подкрепленной, однако, строгими доказательствами.
Авторы статьи представили себе будущее городского туризма и то, как на эту сферу повлияет распространение беспилотных автомобилей. Они определили несколько ключевых вопросов, имеющих отношение к транспорту, мобильности горожан и туризму. В частности, это факторы, которые облегчают или, наоборот, ограничивают мобильность людей; трансформация городских пространств, в том числе джентрификация; инновации и эксперименты; устойчивое развитие городов.
По мнению исследователей, развитие автономных автомобилей позволит уменьшить стоимость поездок по городу, в том числе переездов между аэропортами, железнодорожными вокзалами и гостиницами, так как пассажирам не придется платить водителю такси. Возможно, появятся беспилотники, разработанные специально под нужды туристов. С другой стороны, не исключено, что из-за этого вырастут пробки и время на поиск парковки, а у туристов не будет мотивации использовать общественный транспорт.
Авторы прогнозируют изменения в сфере торговли, связанной с турбизнесом. Те сувенирные магазины, у кого хватит денег на рекламу, встраиваемую в алгоритмы автопилота, получат приток покупателей, ищущих что-то «местное» или «аутентичное». Возможно, это коснется не только магазинов, но и местных достопримечательностей вообще. Беспилотники позволят кастомизировать стандартные городские автобусные туры и сделают их более доступными для людей с ограниченными возможностями.
Развитие автономного транспорта, вероятно, затронет и путешествия между городами. С одной стороны, использование беспилотных автомобилей позволит разгрузить аэропорты и железнодорожные вокзалы. С другой — может составить конкуренцию придорожным гостиницам; некоторые путешественники предпочтут переночевать в машине, чтобы сэкономить время и деньги.
От развития беспилотного транспорта выиграет индустрия секс-услуг (в определенном смысле, ее тоже можно отнести к сфере туризма, так как люди иногда посещают определенные страны и города в поисках сексуальных развлечений). Автономные автомобили, вероятно, часто будут становиться «отелями на час». А кварталы «красных фонарей» вполне могут стать мобильными. Можно предположить, что поначалу автомобили будут оснащаться датчиками, способными отслеживать пассажиров, занимающихся сексом или принимающих наркотики, и сообщать о случаях насилия. Но в дальнейшем такие системы, вероятно, будут отключать или убирать из автомобилей вообще.
В заключение исследователи подчеркивают, что вообразили и продумали лишь несколько аспектов того, как появление беспилотного транспорта способно повлиять на развитие городского туризма, инфраструктуру развлечений и социальную активность людей. Конечно, чтобы получить более детальную картину, будут нужны дополнительные исследования.