Онлайн: берестяные грамоты этого года

Редакция N + 1 ведет онлайн-репортаж с традиционной лекции, посвященной берестяным грамотам, найденным археологами в этом сезоне. Впервые эта лекция пройдет без Андрея Зализняка — выдающийся лингвист скончался 24 декабря 2017 года. Об итогах сезона 2018 года будет рассказывать его ученик, член-корреспондент РАН Алексей Алексеевич Гиппиус.

20:20 Мы завершаем трансляцию с главного лингвистического события этого года. Спасибо, что были с нами. Наш прошлогодний репортаж с последней лекции Андрея Зализняка можно прочесть здесь.

20:14 Это была последняя грамота, говорит Гиппиус. Зал взрывается аплодисментами.

20:07 Интересное наблюдение: после твердых согласных У обозначается диграфом ОУ, после мягких — просто У, а после непарных — Ю (после Л). И почти все слабые редуцированные пали — исчезли в сочетаниях НК, ВН, ДЦ и других, но остались в ВЪБ и ТЪЩ — это отражает порядок падения редуцированных. «Это хрестоматийный текст, который можно использовать как иллюстрацию процесса падения редуцированных», — говорит Гиппиус. Та же история с ятями — они остались после непарных согласных. «Оказывается, наш текст демонстрирует удивительную последовательность, очень хорошо отражает языковые процессы XII века, текст почти идеальный, если не считать тех человеческих отношений, которые он отражает», — говорит Гиппиус.

20:04 Поразительный пример языковой агрессии: вылгала, вороже, говорит Гиппиус. А для кого чужая холстина? С точки зрения мачехи, падчерица как-то ее холстиной завладела, и мачеха жалуется на это.

19:55 Хорошего варианта с таким словоделением нет, можно предположить, что это ПОЛЕПА. Есть в польском такое слово, оно означает «глинобитный пол», но причем тут золотники? Видимо, мы исчерпали все варианты, наверное, это все-таки имя, Полепа, говорит Гиппиус. Дальше: ЦЕОМУ ТОБЕ ТАКО ДЕЯТИ НЕ ОСЛОУШАИ ЖЕ СЯ ПОСЛИ ВЪБЪРЗЕ. На этом грамота заканчивается. Что тут вообще происходит? Это письмо мачехи, потому что Иванка в тексте встречается в третьем лице. Это прямо-таки письмо мачехи, которая, как в сказках, сживает со свету падчерицу. Взяла у Иванка гривну — то есть у собственного отца. Послала бы ты хотя бы золотник Полепе. А кто такая Полепа? Может быть родная дочь этой мачехи? То есть она просит такой налог с подарка, который отец сделал своей дочери, говорит Гиппиус.

Аудитория восстает и указывает на параллелизм: ПОСЛИ ВЪБЪРЗИ и ПРИСЛИ ПОЛЕПЕ. Может быть, все-таки это наречие: пошли быстро, пошли подобру (?). Гиппиус не согласен.

19:41 ОТ ИВАНКА И ОТ МИРОСЛАВЕ (это женский род, Мирослава) КЪ ИВАНКОУ И КЪ... Е — это обращение одной супружеской четы к другой. ПОКЛАНЯНИЕ СТВОРИТА ДОБРО (пожалуйста, будьте добры) МОЯ ПАДЦЕРИЦА НА РАДЯТИНЕ ОУЛИЦЕ (там как раз Троицкой раскоп сейчас, Радята упоминается в грамотах) А МЪЛВИТА (скажите ей) ПОСЛИ ВОРОЖЕ ЦУЖУ ХЪЛЪСТИНОУ (ворог? можно перевести как «вражина», до этого встречалось только в книжной лексике) МНЕ НЫНЕ ПЛАТИТИ 18 КОУНЪ А ТЪЩЕ РОУКЕ («тощие руки», в «Вопрошании Кирика» было ТЪЩИ РОУЦЕ). А ОНО ТИ ЕСИ (в «Повести временных лет» под 1074 годом есть слова повара) ВЫЛГАЛА У ИВАНКА ГРИВНОУ (в «Русской правде»: где холоп куны «вылжет», «возьмет обманом») А НА ТО ЛЮБО СИ ЗОЛОТНИКЪ ПРИСЛИ ПО ЛЕПЕ (тут яти, что за лепе? По добру, «лепо»? — да, такая версия была, но у этой интерпретации есть проблемы. Это может быть только женский род и местный падеж, но тогда это никакое не «по добру», падеж не подходит. Из зала говорят, что есть слово «лепь», должно быть временное значение).

19:38 Грамота 1112 — редкое прямое свидетельство, когда автор на ходу принял решение. В грамоте написано: ВЪ ТРЕТЬ ДО МЕНЕ — то есть автор требовал выплатить ему около 30 процентов за долг. Но перед ВЪ стояло зачеркнутое П, и вероятно пишущий первоначально хотел написать ВЪ ПОЛЫ, то есть взять 50 процентов, а не 30.

19:24 Грамота с юбилейным номером 1111 оказалась, к сожалению, очень короткой, всего три буквы ПЛИ. Это надпись на фрагменте берестяного лукошка, что она там делает — не очень ясно.

19:22 Грамота 1110: ОТЪ РОЩЕНЕ (в 332-й грамоте было КЪ ВЫШЕНЕ, это имя? Если да, то это женщина. Есть похожее имя ГОВЬНА) КРЬНЬ КОЖОУХЪ ГРИВЬНОЮ И ЦЕТЫРИ ОЖЬРЕЛИЯ ПАВОЛОЦИТА (Паволока? Что это? Это драгоценная византийская ткань. Но почему ожерелье из ткани? Это не ожерелье, это, скорее, воротник, стоячий воротник из шелка и золотого шитья. Это примета очень богатого быта, очень богатой боярской семьи). Дальше: ВЪДАИ ИВАНОУ НЕГОДОРОЖИЦОУ (то есть Иван Негородорожич — вероятно, сын персонажа грамоты 978, Дорожинежича). А КОУНЕ ТИ ВЪ ЛОДИЕ БОУДУТЬ. То есть «пришли шубу и воротники, а деньги получишь с ладьей». А что такое КРЬНЬ?

19:22 На обороте надпись: У Охна полутора дижи ржи, У Зубка пяте деже овса, жита пя зобниче. Зобница — это псковская единица меры, и ее появление в Новгороде довольно удивительно, может быть, это были псковичи?

19:18 Грамота 1109 гигантская и в целом довольно понятная:

19:16 У Екима есть два господина, два патрона, но по именам он их не называет. Продолжается грамота 1108: ИЗ ГОРОДА СТОЯНИЧЬ ФОМА... А ХАРЯ НА МОЛОДОГЬ СОКРИЛЬ ПОЛО ЦЬТВЬРТЬ НА ДЬСЯТЬ КУОНЬ. («Харя» — это уменьшительное от «Харитон», если что, а речь здесь, видимо, о торговой операции).

19:11 Дальше Еким пишет: А ОУ БОРИСА ТИ ШЕСТИ ТОИ ГРИВЬНО НЕ ЛАПЬ ВОЗЯТИ — «не лапь», это не «не лапай», это значит «не взять», не удастся их заполучить, говорит Гиппиус.

19:09 Во фразе после НЬДЬЛ видны только верхние части букв, в том числе островерхая «крышечка», что это Л или Д? У Екима оказалась полезная привычка, сверху каждой буквы Л он ставил черточку, значит, это точно Д и слово целиком можно понять как ВОЗИДЬ — «взойти».

19:04 Пишет Еким: А САМОМОУ ТВОРЯХОУ В НЬДЬЛ... О НЬДЬЛОУ ТИ — КО НЬМОУ ЕДУО. На месте дефиса виден крест — в середине текста не должно быть никаких крестов, и что это? «Глаголическое А», — подсказывает аудитория (шутят так). Вероятно, это верхняя часть ятя, говорит Гиппиус.

19:00 Автор следующей грамоты (1108) хорошо известен — это Еким, у которого очень стабильный почерк и своя собственная орфография. Он всегда заменяет Ъ на О, Е на Ь, а ять на Ь. И особенным образом пишет букву Л, так что у него получается нечто вроде Х, но без ножки (а может быть, и наоборот).

18:58 В? То есть ОУ ЕВАНА ОУ ДВАЖИВОВА? Что это значит: дважды живой? спрашивает Гиппиус. Аудитория мгновенно определяет: «Едва живой». Да, подтверждает Гиппиус, видимо, человек родился очень слабым и едва выжил.

18:57 А что за буква здесь четвертая с конца?

18:54 ОУ ПОШЬКИ 4 РОЗМИРИ. А что такое Пошка? Похоже на кошку? Кошка — это КОТЪКА, а пошька — это пътька, то есть птичка!

18:54 ЕВАН — это скорее всего Йован, Йохан, отмечает Гиппиус.

18:50 В следующей грамоте что-то говорится про ПОЛОУТОРА БЬРКОВЕСКА — берковска — это скандинавская мера веса. Дальше перечисление у кого что: ОУ ЕВАНА ОУ СЫЦЬКОВА 5 РОЗМИРО... ОУ СМЬЦА ОУ ЦЮДОКИНА 5) РОЗМИРО.. ОУ ОСЛЯКИ 5 РОЗМИРО. (Цифры там буквенные, не пугайтесь).

18:48 В аудитории обращают внимание на глагол ЕСВЕ: это что, двойственное число? Да, говорит Гиппиус, и это в целом не редкость для этой эпохи.

18:46 Почерк грамоты опознали, это автор грамоты 1009, найденной в 2010 году, содержание то же — купеческая переписка, хотя разница в четверть века между ними. Может быть, это был отец Луки Биричевича? Гиппиус сомневается.

18:44 Савва Михеев прошелся по «ногам» букв, которые остались сверху, и получилось, что (ЮС БОЛЬШОЙ)ХЪ, оставшийся ниже, видимо остаток слова «кожухе».

18:40 Следующая грамота: А ПРОМЪСЛИ А АЗЪ ТИ ШЬЛЬ СМОЛЬНЬСКУ А Я ЛО... ЯХЪ НА ГОРОДИЩИ А Я ЛЯКЕ Я БИРИЦЕВИЧА ВЪЗЬ — Речь о некоем Луке Бирицевича, может быть, сын Бирюча?

18:36 А еще это письмо — прекрасный образец древнерусской речи, стилистически безупречный. Гиппиус: «В последние годы я много занимаюсь поэтическими текстами и привык считать слоги. И посмотрите, это почти поэтический текст. Это великолепный образец спонтанной риторики»:

18:32 Из аудитории спрашивают, почему КНЯЗОУ, почему твердое окончание? Гиппиус полагает, что это может быть указанием на отсутствие в Новгороде третьей палатализации. При этом в Остромировом евангелии в именительном падеже КНЯЗЬ, но КНЯЗОУ. Смешанная парадигма подтверждается тем, что в корпусе древнерусских текстов, в «Чудесах святого Николая» XII века, тоже КНЯЗЬ и КНЯЗОУ.

18:29 Но это версия не устояла — нужно вспомнить «Русскую правду», где свободного человека продавать как холопа нельзя, а если будет такая попытка, нужно штрафовать. То есть сына Суботки продали в холопы и она собирается идти к князю требовать справедливости.

18:28 Что значит продать дитя? Можно продать раба, а что здесь? Есть другой вариант: продажа — это штраф, то есть продать — оштрафовать. Поэтому эту ситуацию можно понять как то, что некоего сына оштрафовали и он скрывается, его надо найти.

18:24 Следующая грамота — довольно большое письмо: СЕ ОТ СОУБОТЪКЕ. «Ближайшим родственником „суботки“ оказывается „неделька“ — женщина, которая фигурирует в списке должников и в надписи на пряслице», — говорит Гиппиус. Продолжается грамота: КЪ ГЮРЕ. СЕ ЕСИ ПРОДА(Л) ДЕТЯ МОЕ. (Ты продал мое дитя, переводит Гиппиус). А НЫНЕ ВЕДИ СЕМО НАЛЕЗ (а теперь веди его сюда, найдя). НЕ НАЛЕЗЕШИ ЛИ НИ ПРИВЕДЕШИ КЪ МЪНЕ А АЗЪ ХОЦОУ КЪ КНЯЗОУ НА ТЯ.

18:22 Грамота из двух букв: сначала О, видимо, пишущий начал писать ОТЪ, потом одумался, поставил, как положено, знак креста +, а потом написал лигатуру омега и т.

18:20 Первая грамота — небольшой фрагмент, Д(ЬНИ)КОУ ЗА Дb... MЪ МИСТАКОУ ДОБРИНОУ (добрина, говорит Гиппиус, у Даля — всякое движимое имущество, в нижнелужицком языке — пашня).

18:17 Надпись на ней содержит слово «истина», и это понятие в Новгороде означало в первую очередь сумму долга без процентов и штрафов.

18:18 Гиппиус рассказывает о найденной на раскопках деревянной табличке с надписью.

18:15 Было найдено 12 грамот, из них одна — в Старой Руссе.

18:13 Гиппиус начинает с того, что «всех объединяет общее чувство, и оно не нуждается в вербализации». «Это был первый год без Андрея Анатольевича Зализняка. И все, что мы делали, — делали с мыслью о нем». 

«Лишившись его, мы пытаемся читать грамоты его глазами, пребываем в диалоге с ним. И наше собрание приобретает особую роль». 

18:09 В прошлом году руководство МГУ, видимо, осознало значимость события, и последняя лекция в жизни Зализняка прошла в ГЗ. Сейчас мы вернулись в 1-й ГУМ, это девятая поточная аудитория, она уже заполнена полностью, и люди прибывают.

18:02 Публика как всегда сидит на головах друг у друга.

17:57 Пока лекция не началась, традиционный снимок от дверей аудитории.