Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В конце сентября археологи, работающие на раскопках античного города Кумы под Неаполем, рассказали об открытии неизвестной ранее богатой гробницы, датированной II веком до нашей эры. Самый интересный ее элемент — настенные росписи, частично сохранившиеся до нашего времени, в частности фигура виночерпия, необычная для этого периода. Подробнее о том, что представляли собой древние Кумы и что именно ученые обнаружили в гробнице, рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
В середине VIII века до нашей эры греческие переселенцы с острова Эвбея основали на побережье Тирренского моря в Кампании свою первую колонию Кумы. В последующие три века город был центром распространения греческой культуры среди италиков и даже вывел собственные колонии — Дикеархию, Партенопею и Нолу в Кампании, а также Занклу на Сицилии.
Кумы также были и местным религиозным центром — здесь находилось популярное святилище Аполлона с прорицательницей Сивиллой.
В союзе с сицилийскими Сиракузами Кумы успешно отражали попытки этрусков здесь укрепиться. Но во второй половине V века до нашей эры Кумы постигла участь других южноиталийских греческих городов — они были завоеваны италийскими племенами самнитов. В свою очередь, менее чем через сто лет уже самниты были вынуждены склониться перед Римской республикой. При римлянах Кумы стали популярным местом отдыха, этому весьма способствовало расположение города как в непосредственной близости от морского берега, так и между двумя озерами.
Все эти народы оставили свой след в архитектурной истории Кум, которая, однако, сохранилась не слишком хорошо — в VI веке за Кумы византийцы воевали с готами, в Х веке город сожгли при нападении пираты-сарацины, обосновавшиеся в окрестностях. А в XIII веке войска Неаполитанского королевства избавили побережье от пиратского гнезда, и с тех пор Кумы потеряли свое значение, а затем их покинуло и население.
Раскопки Кум начались в начале ХХ века, и на сегодняшний день нам известен облик города разных периодов. Традиционный греческий акрополь занимал две террасы скалистого холма. На верхней располагался храм, посвященный, вероятно, Зевсу (позднее римляне перестроили его и посвятили Юпитеру). Нижнюю террасу занимал храм Аполлона (он тоже подвергся реконструкции в римское время). В самой туфовой скале был прорублен целый комплекс пещер и переходов — как предполагали, то самое святилище Сивиллы, связанное с культом Аполлона и его храмом на акрополе.
На акрополе найдены также остатки греческих оборонительных укреплений. Кроме того, еще при самнитах к востоку от скалы с акрополем была устроена главная городская площадь с колоннадой вдоль ее южной стороны. Позднее римляне перестроили площадь под себя, превратив ее в привычный форум с храмом Капитолийской триады и торговыми рядами под двухэтажными портиками. К II-I векам до нашей относится местный амфитеатр, а к I-II векам нашей эры — большие городские термы, расположенные севернее форума.
Территория античных Кум относится к Археологическому парку Флегрейских полей, и раскопки здесь ведут сразу несколько археологических экспедиций: местных университетов (Università degli Studi della Campania «Luigi Vanvitelli», Università degli Studi di Napoli Federico II, Università degli studi di Napoli L'Orientale), а также французского центра исследований Жана Берара (Centre Jean Bérard) в Неаполе.
Усилиями последней экспедиции с 1994 года определяется первоначальная застройка города, исследуется береговая линия Кум, осуществляется поиск ее портовых построек. А с 2001 года французские археологи работают на некрополе в Нижнем городе Кум, расположенном у Porta Mediana.
И вот, как результат раскопок летнего сезона, широкой публике представлена гробница с сохранившейся росписью. Предварительно ее отнесли ко II веку до нашей эры.
Как и другие италийские захоронения кумского некрополя II века до нашей эры, эта подземная камерная гробница имеет монументальный фасад, сложенный из туфовых блоков, полуциркульный (бочкообразный) свод, стол для подношений и три каменных ложа. С поверхности к ней ведет длинный коридор — дромос. Дверь в усыпальницу такого типа обычно не замуровывали, а лишь подпирали большой плитой — это делалось для того, чтобы не ломать ее во время повторных погребений.
Несколько лет назад подобная же гробница сохранила на своем фасаде следы надписей — двух на оскском языке, одной на латыни. Новая усыпальница надписей не имеет (или они пока не найдены), но по аналогии исследователи предлагают считать ее принадлежавшей представителю местной италийской, а именно оскской, аристократии, чьи позиции, несмотря на увеличивавшуюся романизацию региона, были все еще сильны в указанный период.
Археологи нашли скелетные останки владельцев гробницы, а также алебастровые сосуды, костяные фрагменты, вероятно, деревянного ящичка и детали из железа и бронзы, очевидно, принадлежавшие предметам погребального инвентаря.
Но главным открытием можно считать сохранившуюся роспись стен. Пространство от каменных лож до карниза, разделяющего стены и свод, окрашено в насыщенный красный цвет, сам свод — в желтый.
Люнет — поле стены над входом — содержит изображение, которое истолковали как сцену возлияния. В правой части от дверного проема обнаженная мужская фигура с сосудом в опущенной правой руке протягивает левую руку (в данном месте фрагмент росписи утрачен, возможно, в руке была чаша) в сторону стоящего рядом небольшого столика. Слева от входа также изображен стол со стоящими на нем сосудами (амфорами, кратером и даже ситулой). Поскольку мужчина изображен нагим, принято считать, что это раб.
Фрагментарно сохранившаяся роспись боковых сводов демонстрирует остатки пейзажей. Возможно, росписи удастся частично восстановить за счет осыпавшейся и сохранившейся на полу и ложах штукатурки.
В целом же исследователи указывают на некоторую исключительность сюжетов на стенах новой гробницы, нехарактерную для данного периода. Кстати, к моменту полного завоевания Кампании римлянами (а это 80-е годы до нашей эры) подобная погребальная типология практически исчезает из обихода местных жителей.
Обнаружены также свидетельства проникновения в гробницу, происходившие как минимум дважды — в XIX веке и, возможно, ранее. Грабители даже оставили подпись на росписи и дорисовали один из сосудов.