Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Монтаж отдельных сцен в рамках художественно цельного кинофильма кажется нам сегодня чем-то само собой разумеющимся. Однако этот прием когда-то представлял собой техническое новшество, перспективы которого были не вполне ясны даже тем, кто его придумывал. О том, как это происходило и кому мы обязаны существованием одного из базовых элементов киноязыка, рассказывает киновед.
Со структурной точки зрения монтажная склейка бывает двух видов — межсценовой и внутрисценовой. Сейчас, разумеется, количество последних в среднестатистическом фильме значительно больше, чем первых, однако на заре кинематографа внутрисценовые склейки — со сменой ракурса, крупности и так далее — просто-напросто отсутствовали.
Все изменилось, когда Джордж Альберт Смит, весьма успешный английский фотограф-портретист и и чуть менее успешный фокусник, вдохновился работами пионеров кино (в частности, лентами соотечественника Роберта Уильяма Поля) и, объединившись с коллегой Джеймсом Уильямсоном (тоже фотографом), в 1896 году сам занялся кинематографом.
Вместе они приобрели кинокамеру и начали снимать фильмы на территории владения Смита в Брайтоне — городе на юге Англии, название которого впоследствии будет ассоциироваться с кинематографическим наследием этих двух постановщиков, раз и навсегда изменивших киноязык.
Экспериментируя сперва с двойной экспозицией («Санта Клаус», 1898), Смит затем первым в истории стал использовать монтаж в современном значении данного термина. Он применял склейку не только для того, чтобы объединять два хронологически продолжающих друг друга эпизода, но и для слияния отдельных кадров внутри одной сцены. Первым подобным опытом стала картина 1899 года «Поцелуй в тоннеле».
Еще год спустя Джордж Альберт Смит опять-таки первым скомбинировал монтажный переход с изменением крупности плана (от общего к крупному и наоборот). Это было сделано сначала в «Бабушкиной лупе», а затем в фильме «Что видно в телескоп» (обе ленты сняты в 1900 году). Пожалуй, самой знаменитой работой Смита является фильм «Злоключения Мэри Джейн» (1903).
Смит экспериментировал с целью сделать фильмы визуально насыщеннее и разнообразнее, однако ставил перед собой весьма тривиальные творческие задачи. Впрочем, его коллега и партнер пошел дальше, разработав на основе этого новый прием — параллельный монтаж, который раз и навсегда изменил киноязык.
Смит известен также тем, что в 1906 году при поддержке англо-американского продюсера Чарльза Урбана изобрел первую в мире систему цветного кинематографа, которая называлась «Кинемаколор». Техника основывалась на цветоделении при помощи обтюратора со встроенными цветными светофильтрами. Как и большинство последующих цветных технологий, «Кинемаколор» использовал два цвета: красно-оранжевый и сине-зеленый.