N + 1

Конец «Мечты»: о гибели самого большого самолета в мире

Транспортный самолет Ан-225 «Мрия», который был важной частью советской космической программы «Энергия — Буран», разрушен и вряд ли может быть восстановлен. Мы попросили рассказать о его судьбе Вадима Лукашевича, создателя сайта «Буран.ру».

Alexander Beltyukov

Впервые о том, что «Мрия» повреждена, заговорили уже к концу 24 февраля, когда в Украине начались бои за аэродром Гостомель. Эти сообщения были поначалу опровергнуты, но через три дня, 27 февраля, о гибели самолета сообщил госконцерн «Укроборонпром». Затем была опубликована фотография, которая вроде бы показывала, как горит ангар, где находится «Мрия».

Это очень странная фотография — для спутникового снимка она сделана под очень большим углом — то есть спутник должен был быть в этот момент где-то над Ираном, а в том, что фотографию сделал высотный самолет-разведчик, заставляет сомневаться сама ситуация — вряд ли кто-то пошел бы на риск и отправил самолет туда, где работают по целям средства ПВО.

Владелец и эксплуатант самолета, компания «Антонов», в тот момент не смогла подтвердить данные о повреждении «Мрии». Компания владеет большим парком транспортных самолетов, в их числе — семь самолетов Ан-124 «Руслан». Все они за границей, большей частью на аэродроме в Констанце (Румыния). Но «Мрия» покинуть Украину не смогла, потому что проходила ремонтные работы, шла замена одного из шести двигателей. Теоретически, самолет мог бы улететь и на пяти двигателях. Но это тоже требует подготовки, требует времени — которого, по всей видимости, не оказалось.

Потом появился спутниковый снимок, который ненадолго подарил надежду: на нем было видно, что двухкилевое хвостовое оперение «Мрии» в целости, а значит самолет, вероятнее всего, не сгорел. Однако 4 марта появился репортаж Первого канала, где видно, что фюзеляж самолета раздавлен и вряд ли может быть восстановлен.

«Мрия» — уникальный самолет. Хотя по размаху крыла его превзошел двухфюзеляжный Stratolaunch Пола Аллена, он остается самым грузоподъемным в мире. Ан-225 поднял в воздух около 250 тонн, это официально зафиксированный рекорд.

Потеря этого самолета — катастрофа не только для Украины, но и для всего человечества. Это символ достижений всей мировой авиации. «Мрия» была построена на авиазаводе в Киеве (потом переименованном в «Авиант», а затем реорганизованном в филиал «Антонова»). Впервые она полетела на космодром «Байконур» мае 1989 года. Она должна была возить на себе орбитальный корабль «Буран» и компоненты ракеты «Энергия». Планировалось построить шесть таких самолетов, в том числе один планер для статических испытаний. Предполагалось, в частности, что «Южмаш» в Днепропетровске будет строить боковые блоки носителя «Энергия», а «Мрия» будет возить их на Байконур. А с завода «Прогресс» в Куйбышеве она должна была возить вторые ступени «Энергии»,

Всего для «Мрии» прорабатывалось 20 типов грузов, включая компоненты потомка «Энергии» — сверхтяжелой ракеты «Вулкан» для будущих полетов на Марс. Уже в 1990-е годы прорабатывался проект воздушного космодрома на базе «Мрии» — система МАКС.

Теперь этого самолета нет. Осталась еще недостроенная «Мрия-2», тот самый планер для статических испытаний. Он находится не на Гостомеле, а в ангаре Киевского авиазавода на окраине города. Но степень его готовности невысока, на достройку потребуются очень существенные средства.


Ранее в этом блоге

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.