Сразу рисуй выводы!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Уметь интересно и при этом грамотно пересказывать научные исследования — это то, чему можно научиться, было бы желание. Оказалось, что тут не критичен даже возраст. Мы с коллегами по летней Школе молекулярной и теоретической биологии провели курс, посвященный популяризации науки, у старшеклассников, и они написали нам много отличных новостей, а заодно сделали к ним смешные иллюстрации.

В этом августе в седьмой раз проходила летняя Школа молекулярной и теоретической биологии, которую ее директор Федор Кондрашов при поддержке Zimin Foundation организует то в Пущино, то в Барселоне, то в Польше. На этот раз, помимо работы в индивидуальных научных проектах вместе со школьниками, мы вместе с биоинформатиком Зоей Червонцевой и социологом Дмитрием Кокориным провели курс под названием «Draw Conclusions!», чтобы научить будущих студентов работать с научными статьями и создавать на их основе научно-популярные тексты.

В качестве примеров мы брали темы исследований, которые ранее уже были освещены в новостях, но старшеклассникам выдавали исходные англоязычные статьи. Основной идеей курса были, конечно, творческие проекты — школьникам надо было не только написать собственный научно-популярный текст, но и снабдить его иллюстрацией. В качестве одного из вариантов оформления, предлагалось рисовать картинку прямо поверх статьи — так, как это делают в паблике Зои Червонцевой с одноименным названием («Draw Conclusions!»).

В результате у нас получилось несколько чудесных работ, некоторые из которых я хочу вам показать.

Как отпугнуть слона?

Биологи обнаружили, что саванные слоны боятся феромонов пчел. Саванные слоны — самые крупные из наземных животных. Удивительно, что отпугивают их феромоны, исходящие от таких маленьких насекомых, как медоносные пчелы.

Чтобы изучить, как влияют на слонов вещества, выделяемые насекомыми, исследователи провели эксперимент в Национальном парке Крюгера (ЮАР). Они повесили белые носки, наполненные маленькими камнями (этот объект был выбран, чтобы слоны не пугались сложных аппаратов), на склонившиеся ветки деревьев вблизи водопоя. Первая группа содержала 25 г смеси феромонов, включающих основные вещества из секрета желез насекомых, а вторая была контролем и не содержала феромонов. Исследования проводились при сухой погоде, поэтому слоны часто приходили к воде, чтобы утолить жажду. Наблюдение за поведением проводилось с помощью видеосъемок.

Оказываясь рядом с объектами, содержащими феромоны, слоны останавливались, направляли свои хоботы в сторону носков и уходили. В случае же с контрольной группой носков слоны либо просто не обращали внимания на белое трикотажное изделие, либо пытались попробовать его на вкус, прежде сняв с ветки и бросив на землю.

В дальнейшем ученые собираются применять этот удивительный факт для защиты местных ферм от нападения слонов.

Автор: Айгуль Насибуллина

Прочитать нашу новость об этом исследовании можно здесь.

Мы не были строги, умения рисовать не требовали, так как и сами им не обладали, — задача заключалась в том, чтобы придумать картинку, которая позволит, с одной стороны, привлечь внимание к новости, а с другой, емко, и желательно остроумно, описать ее суть или суть одного из ее выводов. Многие люди воспринимают и запоминают визуальную информацию лучше, чем текстовую; кроме того, пока ты рисуешь картинку, ты сам хорошо запоминаешь сюжет соответствующего исследования.

Кроме того, мы хотели обсудить с нашими слушателями разные аспекты «научпопа» как такового. В конце концов, говорили мы, каждый из вас время от времени занимается популяризацией науки, даже если это разъяснение термина «ГМО» в гостях у чужой бабушки.

Prozac снижает шансы скворчих найти партнера

Значительная часть веществ, смываемых в канализацию, в конечном счете оказывается во внешней среде. Ученые из Нью-Йоркского университета решили проверить, как содержащийся в дикой природе Prozac может влиять на динамику малых популяций. Для этого исследователи наблюдали за группой из двадцати четырех скворцов в течение семи месяцев. Контрольная группа состояла из восьми самок и восьми самцов, а экспериментальная — только из самок. Все птицы питались растениями, которые выросли на почвах с Prozac. Экспериментальную группу дополнительно подкармливали гусеницами, накачанными флуоксетином.

Prozac, или флуоксетин, — популярный препарат, который широко используется людьми в качестве антидепрессанта. Известно, что одним из его частых побочных эффектов является сексуальная дисфункция. Целью проекта было определить, как употребление флуокситина в концентрациях, присутствующих во внешней среде, отражается на жизни птиц. В их пищу Prozac попадает через мелких беспозвоночных или растения, выросшие на загрязненных почвах.

Оказалось, что самцы скворцов по-разному относятся к самкам контрольной и экспериментальной группы. Мальчики значительно меньше пели рядом с девочками, которых дополнительно кормили флуоксетином. На первый день это было менее выражено: самцы пели рядом с самками экспериментальной группы даже несколько чаще, чем с другими. На второй день разница между самками стала очевидна: практически все самцы пели только для здоровых партнерш. Наблюдались и другие изменения в поведении. Мальчики стали агрессивнее относится к девочкам, принимающим лекарство. Пение — важный для скворцов ритуал, всегда предшествующий спариванию. Таким образом, самки, проходящие принудительную терапию, казались самцам менее привлекательными.

Это исследование показывает, что концентрация флуокситина, попадающего во внешнюю среду, достаточно высока и может влиять на жизнь диких птиц. Несмотря на маленькую выборку, исследователи считают свой эксперимент показательным. Благодаря ему мы получили еще одну наглядную иллюстрацию, как человеческие лекарства могут влиять на жизнь диких животных.

Автор: Саша Денисова

Прочитать статью можно здесь.

В ходе курса мы затрагивали такие темы, как кликабельность заголовков — например, предлагали угадать, какая новость будет пользоваться бóльшим вниманием читателей — «Ученые подобрали оптимальную дозу антибиотика для лечения пингвинов» или «Первым пациентом с пересаженной головой станет китаец». Мы также обсуждали, насколько популярные темы в новостях коррелируют с настоящими актуальными направлениями в науке, а также ее финансированием (и почему, например, люди больше не летают на Луну).

Еще мы рассматривали научные комиксы, учили школьников не бояться комментариев в социальных сетях и смеялись над научными ляпами (Ваша покорная слуга как-то сама при написании новости перепутала циркон с цирконием). Объясняли, как разбираться в научных статьях, как искать их в интернете и быстро извлекать из них важную информацию. Оценивали значимость импакт-фактора (средней цитируемости статей), в том числе в разных направлениях науки. Так, если у биологов журнал с импакт-фактором пять — это очень неплохо, то для медицины это мало. А для экономики — заоблачно много.

Симбионт-собутыльник

Древесные жуки выбирают дерево, в котором будут жить и размножаться, руководствуясь содержанием в нем этанола.

Древесные жуки селятся в старых деревьях. Они прогрызают в древесине целые галереи, в которых селят своих симбионтов — грибов Ambrosiella или Raffaella. Эти грибы необходимы древесным жукам: ими питаются личинки и взрослые особи. Грибам жуки тоже необходимы — чтобы расселяться. В гниющей древесине много грибов-конкурентов, и до сих пор было неизвестно, как грибы-симбионты их вытесняют и помогают ли им в этом жуки.

Группа ученых из США решила проверить, могут ли жуки «осознанно» выбирать деревья, которые подходят их симбионтам. Известно, что грибы-симбионты умеют расщеплять этанол — а для других грибов это яд. Поэтому ученые предположили, что древесные жуки выбирают деревья по содержанию спирта.

Для проверки гипотезы жукам предложили на выбор несколько видов древесины. Часть образцов искусственно орошали этанолом в различных концентрациях (от 0 до 5 процентов), а другая часть состояла из древесины, изначально содержащей этанол — именно ее жуки предпочитают в природе. Жуки в подавляющем количестве случаев выбирали древесину с этанолом, независимо от его происхождения. Наибольшей популярностью пользовалась концентрация 2,5%. В качестве контроля жукам предлагали выбор между разными видами деревьев. Как и ожидалось, жуки предпочитали деревья, в которых они обычно обитают.

В природных условиях этанола больше вырабатывается в затопленных и начавших погибать деревьях — а это именно то, что нужно жукам. Их симбиотические грибы могут спокойно выдерживать повышенные концентрации этанола, а сорные грибы погибают и проигрывают в конкуренции. Кроме того, спирт убивает микробы, которые к нему не устойчивы. Устойчивые же бактерии, как выяснилось, являются важными симбионтами грибов Ambrosiella и Raffaella.

Автор: Карина Арасланова

Прочитать нашу новость об этом исследовании можно здесь.

Отдельной темой у нас была этика научно-популярного жанра как такового. Мы пытались понять, насколько следует упрощать научные тексты, чтобы они не отпугивали далекого от узкоспециальной тематики читателя, но при этом не теряли исходного смысла. Например, мы разбирали такой абзац из книги А. Евсеева: «О возрождении мамонта ученые мечтают еще с тех пор, когда знаменитая овечка Долли доказала возможность клонирования крупных млекопитающих. Но для того, чтобы осуществить клонирование этого огромного шерстистого слона из плейстоцена, ученым нужен его полный неповрежденный геном». В целом, казалось бы, все в порядке — геном действительно нужен, но на самом деле простой последовательности полного генома для процесса клонирования недостаточно.

Вороны научились планировать свои действия (а ты можешь продолжать прокрастинировать).

Биологи Кэн Кабадаи и Матиас Осват из Лундского университета в Швеции провели серию экспериментов, в которых показали, что вороны умеют планировать использование инструментов и обмен. До этого похожие исследования проводились на кустарниковых сойках, но их результаты подвергались сомнениям.

Вóроны демонстрируют высокий интеллект, а их мозг — один из самых больших среди птичьих. Они могут сообщать друг другу о предметах, которых не видят. Некоторые ученые полагают, что они единственные среди позвоночных, кроме людей, кто может это делать. Кроме того, вороны умеют играть. Ученые заинтересованы в изучении интеллекта врановых и понимании границ их возможностей.

Эксперименты проводили почти таким же образом, как ранее на приматах. Во всех экспериментах птицам сначала показывали, как можно использовать предмет обмена или инструмент для открывания коробочки-головоломки, а потом предоставляли выбор. Нужный предмет лежал с другими, неподходящими. Одна ворониха научилась открывать аппарат без инструмента, поэтому ее пришлось отстранить от эксперимента.

В первом эксперименте срок планирования был 15 минут, во втором — 17 часов. Проценты успеха (выбора правильного предмета) в этих экспериментах были 86% и 77% для разных ситуаций. В каждом эксперименте было две ситуации — обмен с человеком или открытие аппарата с едой с помощью инструмента. Таким образом выяснили, что у воронов действительно есть способность к планированию. Так как общие предки воронов и млекопитающих жили около 320 миллионов лет назад, сходства в поведении открывают новые вопросы в эволюции аналитических способностей и показывают, на что может быть способен птичий мозг.

Автор: Алиса Бугрова

Прочитать нашу новость об этом исследовании можно здесь.

Другой пример был взят из книги М. Риддли: «Представим себе, что геном — это поваренная книга. Книга состоит из 23 глав, называемых хромосомами. Каждая глава содержит тысячи „рецептов“ белков, называемых генами. Текст каждого рецепта состоит из „абзацев“, называемых экзонами, которые прерываются не относящимися к рецепту „рекламными баннерами“ — интронами». Такое объяснение, вероятно, годится для совсем далекого от биологии человека, который впервые сталкивается со всеми вышеперечисленными понятиями.

Но если вдаваться в подробности, то окажется, что почти к каждому пункту объяснения можно придраться — в хромосоме закодированы не только белки, интроны не совершенно бесполезны и так далее. Но нужны ли эти подробности неспециалисту? Однозначного ответа не существует, и упрощения при изложении материала — предмет больших споров среди современных популяризаторов науки. Мы же хотели, чтобы наши слушатели, создавая собственные тексты, по крайней мере всегда держали этот вопрос в уме.

В Школе Молекулярной и Теоретической Биологии старшеклассники из 9-11 классов слушают лекции и семинары, которые ведут ученые, и главное, сами участвуют в настоящих биологических научных проектах. Результаты некоторых проектов оказываются потом опубликованы в хороших научных журналах, хотя это и не главная цель школы. Основными ее задачами является показать, что сейчас происходит в биологических науках и как устроен процесс исследования, а также помочь школьнику разобраться в собственных интересах: кому-то нравится «капать» в лабораториях, наблюдая и воздействуя на самые разные биологические механизмы непосредственно, кому-то еще — писать код для биоинформатических задач, обрабатывая данные, изучая нейросети, занимаясь всевозможной визуализацией и так далее.

Исходом проекта мы, в целом, очень довольны. Разве что времени было мало и школьники не все успевали между плотным потоком лекций и работой в лабораториях. Тем не менее, наш курс, быть может, сподвигнет кого-то из них продолжать писать и рисовать, а значит, редакционные ряды ждет отличное пополнение.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.