Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Песня «In My Life» британской группы The Beatles была выпущена в декабре 1965 года на шестом студийном альбоме Rubber Soul. Авторство этой песни (как, впрочем, и большинства других произведений группы), судя по приложению к альбому, принадлежит дуэту Джона Леннона и Пола Маккартни. Несмотря на то, что первым и главным сочинителем песни принято считать Леннона, Маккартни часто настаивал на том, что мелодию написал именно он. Профессор Гарвардского университета Марк Гликман решил положить конец этому спору, применив к творчеству ливерпульской четверки статистический анализ. Что из этого вышло — читайте в нашем блоге
Авторский дуэт Леннона и Маккартни, без сомнения, можно считать одним их самых успешных в истории музыкальной индустрии. С 1962 по 1970 год вместе они написали 180 песен; большинство из них исполнялись The Beatles, суммарное количество проданных записей к 2001 году превысило один миллиард копий. Несмотря на то, что двойное авторство обычно подразумевает, что один писал текст, а второй — музыку, какое-то время Леннон и Маккартни действительно писали песни совместно: каждый из них был и поэтом-песенником, и композитором. Из-за этого впоследствии началась путаница: в рамках творчества The Beatles все песни, написанные либо исключительно Ленноном, либо — Маккартни, все равно приписывались им обоим. О реальном авторстве некоторых песен по этой причине приходится делать выводы из интервью и биографий участников группы.
С песней «In My Life» ситуация неоднозначная. С одной стороны, то, что текст написан Ленноном, не вызывает никаких сомнений: в пользу этого говорит как история создания песни, описанная в одной из книг о The Beatles, так и то, что сам Леннон называл «In My Life» своей «первой по-настоящему значимой работой». Текст песни, действительно, глубоко личный; именно поэтому сомнения в авторстве, если они и возникают, касаются музыки. Сам Маккартни в 1984 году говорил: «Кажется, к этой песне мелодию написал я. Тут [мои и Джона] мнения немного расходятся: он либо забыл, либо даже не думал о том, что музыку написал я».
Чтобы раз и навсегда решить вопрос авторства «In My Life», группа ученых под руководством Марка Гликмана обратилась к стилометрии — анализу стилистики письменных текстов с помощью статистических методов. Стилометрия — одно из основных направлений в исследованиях под названием Digital Humanities, о которых мы подробно рассказывали в интервью с доцентом Школы филологии НИУ ВШЭ Борисом Ореховым. В данном случае, однако, ученые решили проанализировать не текст (по поводу авторства которого сомнений не было), а мелодию, сравнив ее с мелодиями других 70 песен The Beatles, композитор которых известен.
Каждую мелодию ученые разбили на пять так называемых «мешков слов» (bag-of-words). В исследованиях естественной обработки языка эту модель используют для того, чтобы представить какой-либо текст в виде конечного набора составляющих: это может быть как набор всех встречающихся к тексте лексем, так и набор N-грамм. В данном случае авторы собрали «мешки» из отдельных нот, отдельных аккордов, биграмм нотных пар (отрезков из двух нот), биграмм перехода аккордов и мелодических последовательностей, состоящих из четырех нот. К примеру, в «мешок» с биграммами аккордов попали следующие сочетания гитарных аккордов из песни «All My Loving»: F#m — B, B — E, E — C#m и так далее.
Как и в случае с текстами и словами, в каждом таком «мешке», помимо самих составляющих, есть и их частотность: к примеру, как часто в той или иной песне встречаются определенные переходы аккордов. По мнению специалистов в области Digital Humanities, любое литературное произведение определенного автора или определенного стиля будет больше похоже на другое произведение того же автора или того же стиля, чем на что-либо другое. Если музыкальное произведение можно разбить на отдельные составляющие, то и для него должно действовать то же правило.
Из пяти собранных «мешков» ученые выделили 149 отдельных особенностей, которые с определенной частотой встречаются в музыке к песням либо Леннона, либо Маккартни. То есть для каждой из этих особенностей они подсчитали определенную вероятность того, что она встретится в песне Леннона, и определенную вероятность того, что она встретится в песне Маккартни. Сопоставив значения всех этих особенностей в каждой конкретной песне, можно определить ее авторство — точнее, вероятность того, что ее автором был либо Леннон, либо Маккартни.
Согласно подсчетам Гликмана и его коллег, вероятность того, что композитором «In My Life» был Маккартни, — около 0,018. Это настолько близко к нулю, что можно с уверенностью сказать: максимум, что сделал Пол для написания песни — заточил Леннону карандаш. Или принес чашку чая.
Математике в этом случае доверять можно, потому что другого ответа у нас все равно не будет: Маккартни от комментариев по поводу исследования изданию CEO Magazine отказался.