Луна, пригодная для жизни

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В истории Луны было два промежутка времени, когда на ее поверхности теоретически могла бы существовать жизнь, — об этом в статье для журнала Astrobiology, наделавшей в прессе много шума, пишут американский и британский астрономы. N + 1 спросил у экспертов, насколько убедительными им кажутся рассуждения коллег.

«Ставить рядом нашу Луну и пригодность для жизни кажется возмутительным, и всего десяток лет назад так оно и было. Но результаты работы недавних космических миссий и анализ образцов лунной породы показывают, что Луна не такая сухая, как считалось… Наличие на Луне источников воды намекает, что она не всегда была такой мертвой и сухой, как сейчас», — пишут Дирк Шульце-Макух (Dirk Schulze-Makuch) и Иэн Кроуфорд (Ian Crawford).

По мнению авторов статьи, если наличие жидкой воды может считаться критерием существования жизни, то Луна могла быть населена живыми существами вскоре после того, как сформировалась (примерно четыре миллиарда лет назад) и во время последующего пика вулканической активности (примерно 3,5 миллиарда лет назад). Древнейшие свидетельства жизни на Земле — следы цианобактерий возрастом в 3,5-3,8 миллиарда лет.

В то время, как пишут Шульце-Макух и Кроуфорд, Луна активно выбрасывала сильно нагретые газы и водяной пар, которые теоретически могли бы сформировать на ней озера жидкой воды (а при сильно оптимистичном сценарии — и океан глубиной до одного километра) и достаточно плотную атмосферу, чтобы эта вода оставалась жидкой в течение миллионов лет. По одной из оценок, давление этой атмосферы могло составлять 10 миллибар, что в полтора раза больше давления современной атмосферы Марса, а просуществовать такая атмосфера могла до 70 миллионов лет. Кроме того, у молодой Луны, скорее всего, было магнитное поле, способное защитить потенциальную жизнь на ее поверхности от космического излучения, а необходимую органику на ее поверхность могли занести метеориты.

«[То, что Луна могла обладать временной атмосферой] — это разумное утверждение, я видел статьи, которые моделируют такие процессы. Говорят, на Луне действительно могла формироваться временная атмосфера, может быть, не такая, как на Земле, — лишь какая-то доля от земной. И, в принципе, в эту атмосферу из недр могли выбрасываться водяные пары», — говорит Максим Литвак, руководитель лаборатории нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН. По его словам, трудно сказать, сколько могла продержаться временная атмосфера на Луне, но «факт, что она могла существовать».

«Можно с уверенностью подтвердить, что вода на Луне присутствует сейчас и, вероятно, в гораздо большем количестве присутствовала в ранние эпохи эволюции этого небесного тела», — добавляет Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН. Он напоминает, что на современной Луне вода находится в окрестности полюсов в виде «льдистой вечной мерзлоты» — районы ее залегания детально изучил российский нейтронный телескоп ЛЕНД на борту американского зонда LRO.

«Также сравнительно недавно на современной исследовательской аппаратуре был проведен повторный анализ образцов лунного грунта, доставленного на Землю в 70-е годы прошлого века американскими и советскими лунными космическими аппаратами. В составе вещества этих образцов были обнаружены молекулы воды, что подтверждает факт присутствия воды на Луне в раннюю эпоху ее существования», — добавляет ученый.

Пригодность для жизни — одно дело, а собственно обитаемость — другое. Сами авторы воздерживаются от выводов на этот счет, называя вопрос «крайне спорным», но отмечают, что, теоретически, с помощью метеоритов недавно зародившаяся жизнь с Земли могла бы попасть на Луну в тот момент, когда там были благоприятные для нее условия. Линди Элкинс-Тантон (Lindy Elkins-Tanton) из университета штата Аризона, не участвовавшая в исходном исследовании, отмечает, что согласна с его авторами относительно двух «окон возможностей» для существования жизни. «Важная вещь, которой мы не знаем, — сколько времени требуется на то, чтобы появилась жизнь, когда для нее есть хорошие условия. Поэтому оценить вероятность того, что на Луне эта жизнь была, невозможно», — говорит Элкинс-Тантон.

«Из того факта, что жизнь на ранней Земле возникла благодаря наличию на нашей планете океанов и толстой атмосферы, не следует, что аналогичный процесс зарождения жизни произошел в гипотетическом океане на молодой Луне. Недаром статья помещена под рубрикой «Форум», то есть редакция журнала «Астробиология» предполагает обсуждение высказанной гипотезы», — отмечает Митрофанов. По его мнению, эта гипотеза «вполне заслуживает» обсуждения.

Чтобы выяснить, была ли Луна обитаемой или только лишь пригодной для жизни, нужна «агрессивная программа освоения Луны», считает Шульце-Макух: в частности, будущие космические миссии могли бы получить образцы лунного грунта из отложений, относящихся к периоду вулканической активности, чтобы понять, есть ли в нем свидетельства наличия воды или другие маркеры жизни.

Игорь Митрофанов согласен: «Только детальное изучение лунного полярного вещества и присутствующих в нем воды и летучих соединений позволит получить достоверный ответ о лунной палеожизни и ее возможной связи с жизнью на Земле… Если на Луне когда-то была жизнь, то признаки ее существования будут обнаружены в ближайшие 5–10 лет», — говорит российский ученый.