Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Восемьдесят лет назад Америка познакомилась с Суперменом — героем, не только изменившим мир комиксов, но и повлиявшим на глобальную массовую культуру XX и XXI веков. О том, как появился этот персонаж и что он значил для американцев конца 1930-х годов, вы можете прочитать в нашем материале. О том же, как образ Супермена менялся с того времени вплоть до наших дней, мы попросили рассказать совладельца магазина комиксов «Чук и Гик» Ивана Чернявского.
Супермен — один из самых консервативных персонажей комиксов. Если сравнивать его с другими персонажами помладше или с его сверстником Бэтменом, то с ним меньше всего происходило каких-то радикальных перемен.
В 1938 году он был фактически первым супергероем. В 1940-е годы, в военное время, сама идея супергероя отступила на задный план, потому что героями были реальные солдаты. В 1950-е военная тема ушла, и Супермену, который по-прежнему был главной звездой супергеройского жанра, пришлось конкурировать с комиксами других жанров — хоррорами, детективами.
Неожиданная помощь пришла в 60-е от американских «охранителей», консерваторов. Они добились введения так называемого комикс-кода, фактически ввели цензуру, которая отбросила комикс-хорроры, детективы, любовные и прочие комиксы в каменный век, запретив изображать симпатичных преступников, огнестрельное оружие, употребление наркотиков. Но парадоксальным образом это позволило комиксам о супергероях развиваться фактически без конкуренции, потому что у их авторов было много возможностей показывать борьбу добра со злом, не прибегая к запрещенным реалиям.
Правда, Супермен без конкуренции не остался: как раз в 1960-е появились супергерои студии Marvel, и они от него радикально отличались. Стэн Ли, сценарист Marvel, который придумал их всех вместе с художниками, старался каждому из своих супергероев дать какой-нибудь изъян, чтобы они были несовершенны. Поэтому истории про Человека-паука или про Сорвиголову гораздо интереснее историй про Супермена, потому что эти герои, в отличие от него, постоянно недовольны тем, что у них в принципе есть какие-то суперспособности.
В 70-е годы была предпринята попытка вдохнуть в Супермена новую жизнь, за это взялся сценарист Деннис О'Нил, который в конце 60-х, между прочим, сочинял очень качественные комиксы про главного конкурента Супермена среди супергероев, — Бэтмена. И О'Нил быстро понял, что главная проблема Супермена — это его всесокрушающая сила. И он понял, что единственный выход для создателей комикса — уменьшить силу Супермена.
Дело в том, что в свое время Джерри Сигел и Джо Шустер, а также их ранние последователи, не сильно задумывались о будущем, когда сочиняли приключения Супермена, и постоянно поднимали ставки. У них получалось, что в одном выпуске Супермен мог просто очень высоко прыгать, а в следующем — уже летать. Мало-помалу это привело к тому, что в 60-е годы Супермен на страницах комикса перемещал континенты, двигал планеты, слышал, о чем говорят на другом конце Галактики и так далее. Стало понятно, что с ним совершенно неинтересно сражаться. Если в самых первых комиксах каких-то бандитов с пистолетами разгонял, то чем дальше, тем сложнее было придумывать ему подходящих врагов — чтобы против них действительно надо было звать самого Супермена.
Бесконечно насыщать комиксы какими-то ограничителями его силы, тем же криптонитом, было нельзя. Один, два раза этот фокус мог удастся, но не более того. Что еще оставалось? Пускать в ход против Супермена магию или выставлять какого-то очень сильного и страшного злодея? Но и на этом далеко не уедешь. И вот Деннис О'Нил был одним из тех, кто предложил значительно уменьшить мощь Супермена. Правда, не на руку ему сыграл фильм с Кристофером Ривом в главной роли, вышедший в 1978 году, — там Супермен снова раскручивает Землю, чтобы отмотать время вспять. Получалось противоречие: для кинозрителей Супермен оставался всесильным, а в комиксах его силу старательно уменьшают.
К 1986 году DC поняли, что чрезмерно усложнили мир своих супергероев — в их комиксах постоянно фигурировали параллельные миры, в которых жили двойники ключевых персонажей, и читателя это сильно сбивало с толку. Сценаристы издательства выпустили комикс «Кризис на бесконечных землях», чтобы упростить линейку героев, совместить различные вселенные и убрать из сюжетов все лишнее. Именно к этому времени относится удачная перезагрузка Супермена, комикс под названием «Человек из Стали» (“Man of Steel”).
Основная идея «Человека из Стали» — суперсильный, способный летать человек действует в реальном мире, с реальными улицами и персонажами, ходит по тем же улицам, что и его читатели, заходит в те же магазины и кафе. При этом у его силы есть понятный источник, это радиация земного Солнца. Поэтому враги Супермена стараются погасить наше Солнце, а если он улетает в другую галактику, его сила резко сокращается.
Но более важное новшество заключалось в изменении отношений Супермена с персонажами других комиксов DC, тем же Бэтменом. Если раньше они находились в этаких приятельских отношениях, то теперь Бэтмен все меньше и меньше доверяет Супермену, считает его бомбой замедленного действия, начинает собирать оружие, которое потенциально может остановить Супермена.
И так сценаристы DC все больше и больше откатывают способности своего героя назад, чтобы установить ему какой-то реалистический уровень суперспособностей. И в 1992 году им удается привлечь к Супермену максимальный уровень внимания — выходит комикс под названием «Смерть Супермена», в ходе которого главный герой сталкивается с прилетевшим на землю монстром по имени Думсдэй, которого никто и ничто не может остановить. Новость о том, что Супермен погиб, вышла на первые полосы американской прессы, настолько это выходило за рамки обычных представлений.
Сценаристы DC довольно быстро возродили Супермена, но в целом на 1990-е и 2000-е годы приходится упадок популярности этого героя, потому что сценаристов словно покинуло вдохновение. Ему пытались менять внешний вид — пририсовывали длинные волосы, так называемый маллет, наряжали в черно-голубой энергетический костюм, но все это публике было неинтересно.
По сути, единственный сюжет, который на все лады варьировался в это время, относился к происхождению Супермена. А все прочие попытки были неудачными. Например, Супермен то лишался всех своих сверхспособностей, то отправлялся в пешее путешествие по Америке, встречался с обычными людьми, смотрел, как они живут, помогал с решением не самых фантастических проблем.
Но постепенно сложился новый образ Супермена, причем к этому приложили руку другие издательства, в том числе Marvel. Конечно, они не использовали впрямую имя и логотипы Супермена, но образ уже стал архетипическим, — неуязвимый человек в плаще, прилетевший с другой планеты, — и постепенно они представили его в ином свете. У них получился идеалист, который хотел бороться за справедливость, защищать людей, но люди его боялись и довели до безумия.
Стало понятно, что обществу нужен именно такой, съехавший с катушек Супермен — не бойскаут, не идеалист, а будущий тиран. И вот DC зацепились за этот имидж и стали развивать его в своей фирменной «мрачной» манере (хотя мрачность эта была вынужденной, продиктованной конкуренцией). А в 2013 году вышел фильм Зака Снайдера, в котором Супермен убивает первого же серьезного противника. Конечно, в комиксах ему и раньше приходилось убивать, но никогда не предполагалось, что с его супергеройская карьера началась именно с убийства.
Таким образом, DC попытались кардинальным образом изменить имидж своего героя. Он разочаровывается в журналистике и бросает работу в газете, разрывает отношения с Лоис Лэйнс, начинает флиртовать с Чудо-женщиной и так далее. Но оказалось, что злодеем его читатели видеть тоже не хотят. В итоге, в результате еще одного перезапуска в 2016 году, мрачный Супермен остался в прошлом, а новый Супермен стал просто менее радужным бойскаутом, чем раньше, чуть более жестким персонажем. И чем закончится эта история — история о низведении недосягаемого бога до состояния обычного человека — пока непонятно.