Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Денежные и фискальные реформы влияют на жизнь целого государства, и очень важно, чтобы их разрабатывали компетентные специалисты. Но иногда не менее важно, чтобы пост главного администратора, от которого зависит исполнение реформ, занимал добросовестный и расчетливый человек. Именно таким был князь Петр Иванович Прозоровский, благодаря бережливости которого Петр I, строивший новое государство, армию и флот, длительное время мог сводить концы с концами. О деятельности этого человека рассказывает историк Артем Ефимов, автор телеграм-канала «Пиастры!»
В 1700 году, после поражения под Нарвой, Петр I, отчаянно нуждаясь в деньгах на новую армию, приказал главе Приказа Большой казны князю Прозоровскому сплавить серебряную посуду из Оружейной палаты и начеканить денег. Прозоровский в срок прислал требуемую сумму. Через некоторое время Петр вернулся в Москву с победой и посетовал, что на пиру не будет прекрасной посуды. Тут выяснилось, что посуда цела, а деньги начеканены из запасов серебра, которое Прозоровский накопил за долгие годы службы и хранил в тайне от царедворцев, чтоб не разворовали. Даже царю он согласился показать эти запасы лишь после того, как тот пообещал не рассказывать о них Меншикову, известному казнокраду. Петр предложил Прозоровскому награду за такую верность и осмотрительность, но тот отказался.
Это семейное предание о петровском казначее было записано в конце XVIII века. Почти наверняка апокриф, но чуть ли не единственная живая, человечная история про князя Прозоровского, одного из важнейших — и незаслуженно забытых — сподвижников царя-преобразователя.
Есть расхожее представление, что Петр, придя к власти, развалил старую систему государственного управления с Боярской думой и приказами, разогнал старую элиту, набрал новых людей (типа того же Меншикова) и построил новую систему с Сенатом и коллегиями. Это, конечно, совсем не так. Сенат появился на 22-й год единоличного царствования Петра, коллегии — на 29-й. На протяжении почти всего царствования сохранялась старая приказная система. Пока Петр носился по всей России и Европе, воевал со шведами, турками и персами, страной фактически руководили Тихон Стрешнев, Федор Ромодановский, Борис Голицын, Михаил Черкасский, Гавриил Головкин — самые что ни на есть старые бояре, которые были старше царя и стали царедворцами еще до его прихода к власти.
Одним из таких старых бояр и был князь Петр Иванович Прозоровский. Он происходил от ярославских Рюриковичей. Его отец был астраханским воеводой и погиб от рук Стеньки Разина. Женат Прозоровский был на дочери Федора Ртищева, фаворита царя Алексея Михайловича. Другой царский фаворит, Иван Милославский, был женат на его родственнице. Царь Алексей Михайлович назначил Прозоровского воспитателем своего сына Ивана, впоследствии формального соправителя Петра. По сообщению современника, князя Куракина, Прозоровский пользовался неограниченными влиянием на своего болезненного и, вероятно, слабоумного воспитанника.
В 1681 году завершилась большая фискальная реформа: вместо множества косвенных налогов был введен один прямой (стрелецкая подать) и были консолидированы ведомства, отвечавшие на сбор налогов. Важнейшим финансовым ведомством стал Приказ Большой казны. Возглавил его Иван Милославский. Его свойственник Прозоровский стал «куратором» денежного дела, которое также находилось в ведении Большой казны. Частью реформы была девальвация серебряной копейки (весовая норма понизилась с ~0,5 грамма до ~0,4 грамма). Все связанные с этим мероприятия были в компетенции Прозоровского.
Денежным делом он руководил с этого момента и вплоть до своей смерти в 1718 году, то есть в общей сложности 37 лет. В 1689 году, в ходе решающей схватки за власть между Петром и его сестрой Софьей, Прозоровский своевременно принял сторону Петра — и возглавил всю Большую казну. В 1711 году денежные дворы передали было в ведение Сенату, но Петр остался крайне недоволен результатами и уже в 1714-м велел вернуть их Прозоровскому.
Князь, конечно, не был экономистом даже в том приблизительном смысле, в каком это слово применимо к той эпохе. Просто рачительный администратор. Идеи, касающиеся денежной реформы, исходили не от него. Но заслуг Петра Прозоровского это не умаляет.