Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
На фоне резкого падения курса биткоинов вопрос о том, каким рыночным механизмам подчиняются криптовалюты, внезапно стал очень актуальным. Какое место они занимают на мировых финансовых рынках, стоит ли в них инвестировать, чем обеспечено их будущее, как различные страны пытаются регулировать операции с ними? С этими вопросами мы обратились к профессору финансов РЭШ Олегу Шибанову, директору программы «Финансы, инвестиции, банки».
Если посмотреть на график колебаний курса биткоина, то можно увидеть, что происходившее с ним в 2017 и 2018 годах выглядит почти противоположным. Бурный рост криптовалюты сменился глубокой просадкой.
Конечно, такое движение говорит о том, что биткоин — относительно молодой финансовый инструмент, со слишком волатильным поведением. Падение стоимости в последний месяц показывает, насколько сильно могут на ней отражаться новости и ограничения, вводимые финансовыми властями разных стран. И действительно, торговлю криптовалютами ограничивают то в Китае (полный запрет ICO), то в Южной Корее, то в США и Великобритании (запрет покупки на кредитные средства). Почему это происходит? Может ли крипто рассматриваться как полезная финансовая инновация, или это пузырь, как думают некоторые?
По одной из распространенных классификаций, все токены делятся на две неравные группы:
Второй тип «монет» обычно используется в Initial Coin Offering (ICO) — первичном предложении токенов. Если у компании есть бизнес-модель, например добыча золота из старых компьютеров, она может привлечь начальный капитал в коинах и обычных валютах вроде долларов и евро, купить на это производственные мощности и приступить к работе. Но никакого отношения к блокчейну такой случай не имеет.
Конечно, бизнес-модели бывают и другими. Немало компаний с российской историей получали деньги от инвесторов в 2016–2017 годах. Те же BankEx и LAToken представляют специфический вид бизнеса, не связанный с материальным производством, а занимающихся финансовыми и консультационными услугами — в том числе в области блокчейна.
Внутренняя стоимость коинов — это интересная история про бизнес компании. В зависимости от их движения меняется доступность средств для развития тех команд, которые получили от сообщества деньги на развитие. Токены, в свою очередь, зависят как от этих денег, так и от развития бизнеса — насколько фирма смогла создать продукт или услугу, привлечь клиентов для расширения продаж.
Свойства коинов и токенов довольно любопытны, хотя и различны — потому что у них довольно разная ликвидность (объемы торгов) и спрос.
Коины, включая биткоин, имеют достаточно понятные характеристики. Поскольку они частично используются при ICO, а частично в обычных покупках и продажах, — на них зачастую можно приобрести что-то материальное или цифровое, — то появляется экономический спрос на транзакции. Пока что это не позволяет договориться о потенциальной/равновесной стоимости биткоина, хотя попытки уже есть, но может быть хорошей стартовой точкой для таких подсчетов. С другой стороны, исследования поведения доходности биткоина показывают, что на коротких горизонтах предсказания цен возможны, но довольно нестабильны, а зависимость от финансовых рынков незначительна. В частности, так называемая «рыночная бета» биткоина, то есть степень колебаний этого коина с рынком американских акций, незначительна — она почти равна нулю.
Для инвесторов это в каком-то плане хорошая новость. Если появляется новый актив, который не слишком связан с уже торгуемыми на рынке акциями, облигациями и другими инструментами, то можно улучшить диверсификацию своих вложений. Вкладывая небольшую долю средств в коины, можно уменьшить общую волатильность. При этом лучше учитывать, что доходность может оказаться отрицательной, так что доля этого актива не должна быть большой.
Токены, с другой стороны, привязаны к бизнесу компании или к ее услугам. Поэтому большая часть интересного изменения их стоимости происходит уже на ICO — то есть на начальном этапе привлечения капитала. В частности, оказывается, что компании, выходившие на ICO в 2014 — первой половине 2017 года, были достаточно успешны: более 80 процентов проектов собрали необходимые средства для развития. При этом они вели себя как при IPO (Initial public offering, первичное размещение акций) — то есть продавали токены крупным инвесторам примерно на 25 процентов дешевле, чем их можно было перепродать уже в первый день торговли.
Для инвестора возможность вложиться небольшой суммой на ICO может быть привлекательной. Если временно вынести за скобки элемент мошенничества, то доступ к потенциально очень крутым проектам теперь есть даже у небогатых инвесторов, которые ранее не могли так легко прийти и купить акции при первичном размещении.
Стоит также добавить, что ICO напоминает смесь IPO и краудфандинга — что-то вроде проектов на Kickstarter. То есть потенциальным инвесторам обещают в будущем вернуть вложенные средства товаром или услугами, либо возможностью разделить прибыль между участниками.
Почему же британские и американские компании недавно запретили покупку криптовалют на кредитные средства? И почему в целом крипту регулируют, если она кажется привлекательной для рядовых инвесторов?
Ответ на первый вопрос достаточно простой. Давайте снова посмотрим на график цены биткоина. Падение за месяц более чем в два раза — это очень серьезно. Представим, что человек берет займы по кредитке под более чем 15 процентов годовых и происходит такое существенное снижение стоимости. Как в такой ситуации отдавать долг?
Схожей логикой руководствуются и во многих других случаях. Запреты на торговлю на китайских или южнокорейских биржах — это вопрос контроля за перемещением денег внутри и за пределы страны. В США приравняли часть ICO к IPO — потому что привлечение средств под обещание разделения прибыли в будущем является не краудфандингом, а действительно аналогом акций. То, что в России пока нет биржи с криптовалютами — это вопрос законодательства и вероятности инвесторов потерять свои средства.
При этом, как показывают предварительные результаты исследований, регулирование сильно влияет на цены коинов и токенов. В частности, многие считают, что взрывной рост биткоина в 2017 году ускорился после разрешения использовать криптовалюты для платежей в Японии. Рынок «виртуальных валют» пока небольшой по общей капитализации, и поэтому даже небольшие события могут сильно повлиять на стоимость.
Наконец, стоит остановиться на блокчейне и его использовании центральными и коммерческими банками. Это не посторонняя и для России тема. На блокчейн-платформе «Мастерчейн» уже активно экспериментируют, пытаясь внедрить его в бизнес-модели. Например, средствами этих сетей вполне могут решаться вопросы риск-менеджмента, торговли финансовыми активами или страхования.
Тем не менее, будущее блокчейна довольно туманно. Блокчейны могут оказаться полезны для финансового сектора из-за относительно высокой и растущей скорости, а также возможности трансграничных платежей; из-за наличия смарт-контрактов, которые фиксируют обязательства сторон (пусть пока они достаточно сложные для написания). При этом стоит принимать во внимание, что есть то, что называется learning curve — попросту, сейчас работа над технологией весьма неприятна и сложна, как в начале любого исследования возможностей, но наше понимание будет улучшаться в процессе работы.
Последний опрос центральных банков, стартапов и крупных компаний показывает, что работа с блокчейном ведется весьма активно. В основном они пытаются использовать его в финансовых услугах. Но поскольку вопросы безопасности и регулирования пока не решены, блокчейну еще придется пройти через много изменений.
ЦБ также заинтересованы в развитии своих криптовалют, потому что скорость работы контрагентов может значительно увеличиться. Скажем, если коммерческие банки подсоединятся к единой сети на блокчейне, возникнет более удобная возможность проводить платежи между ними.
Получается, что криптовалюты сейчас действительно интересны и инвесторам, и банкам. Инвестору они могут пригодиться для диверсификации финансовых активов. Как центральные, так и коммерческие банки активно изучают возможности использования блокчейна для упрощения платежей. Но пока что нет достаточного количества данных для анализа полезности этих нововведений в банковской системе.
Литература
1. Различие коинов и токенов
2. Metcalfe's Law as a Model for Bitcoin's Value, 2017
3. Maxim Matveev. Impact of Bitcoin Network Factors and Financial Markets on Bitcoin Pricing, 2017 (BAE, NES and HSE)
4. Why Do Businesses Go Crypto? An Empirical Analysis of Initial Coin Offerings, 2017
5. Blockchain-Based Token Sales, Initial Coin Offerings, and the Democratization of Public Capital Markets, 2017
6. Запреты на покупку криптовалют на кредитные карты
7. Law and Blockchain: A Legal Perspective on Current Regulatory Trends Worldwide 2017
8. Использование «виртуальных валют» в Японии
9. «Мастерчейн» — блокчейн в России
10. 2017 Global Blockchain Benchmarking Study, 2017
11. Digital Currencies, Decentralized Ledgers, and the Future of Central Banking, 2016