Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Космонавт Антон Шкаплеров в интервью заявил, что на внешней поверхности Международной космической станции обнаружены бактерии, которые «откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки». Редакция N+1 попросила доктора биологических наук, профессора Антона Сыроешкина, который много лет занимается исследованием «космических бактерий», прокомментировать слова об открытии внеземной жизни:
Во время 16 выходов в открытый космос с МКС космонавты протирали специальными тампонами внешние поверхности станции: образцы брали с иллюминаторов, с солнечных батарей, с различных модулей. В каждой из этих проб мы обнаруживали ДНК различных бактерий — в первую очередь, археобактерий, различных экстремофилов, то есть микроорганизмов, устойчивых к экстремальным условиям.
Но пока все, что мы видим там — это бактерии и археи, которые есть на Земле. Никаких научных свидетельств существования внеземной жизни у нас пока нет.
Строго говоря, даже живых бактерий мы не обнаружили — мы исследовали только ДНК, и мы сейчас не можем сказать, насколько они жизнеспособны. Мы пока ничего не высевали. Но, судя по тому, что большие фрагменты ДНК остаются целыми под действием рентгеновского, ультрафиолетового излучения, потока протонов, сами бактерии тоже вполне могли оставаться целыми.
Мы находим в основном ДНК гетеротрофных бактерий, которые обитают в поверхностной пленке Баренцева и Карского морей, из так называемых кислых отвалов горнорудных месторождений, из почв острова Мадагаскар. Это означает, что они попали в космос «своим ходом», их не было на корпусе МКС в момент запуска, поскольку ни на Байконуре, ни в сборочных цехах нет таких бактерий.
Попасть в космос, на высоту орбиты МКС — это около 400 километров, они могли только с помощью глобальной электрической цепи. Между поверхностью Земли и ионосферой постоянно течет электрический ток. Эта гипотеза уже давно доказана. Нисходящую ветвь этой цепи мы можем видеть своими глазами — это атмосферные разряды, молнии. Восходящая ветвь может выносить на большую высоту электрически заряженные пылинки, капли аэрозолей, а с ними и бактерии. Это «путешествие» происходит довольно медленно, бактериям надо преодолевать тропопаузу, потом стратопаузу, но в конечном счете они оказываются в космосе, на высоте полета МКС.
Можно сказать, что Земля постоянно засоряет жизнью космическое пространство.