Елизавета Власова

Редактор

Конструктивная карта России

Во вторник, 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, перезапустился сайт проекта The Constructivist Project, рассказывающего об архитектурных памятниках конструктивизма — самого знаменитого российского архитектурного направления.


Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений в авангардизме, хотя, как и любое крупное явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре считают еще «Хрустальный Дворец», построенный в 1851 году для первой Всемирной выставки в Лондоне. Тем не менее, наибольшую известность стилю принесли именно советские архитекторы, работавшие в 1920–1930-х годах: Эль Лисицкий (1890–1941), Владимир Татлин (1885–1953), Александр Веснин (1883–1959) и их коллеги.

В основе архитектуры конструктивизма лежит идея вторичной роли эстетики по отношению к функциям постройки. В его идеологии превозносится концепция утилитарности искусства, творчества для пользы человека. Полноценное зарождение и активное распространение конструктивизма в 20-е годы в СССР напрямую связано с переосмыслением функционального назначения зданий в связи со сменой исторического контекста. Новая советская идеология не признавала демонстрации состояния или статуса человека через архитектуру — напротив, она призывала визуально уравнять все социальные слои, чтобы сформировать общество нового типа. Показной роскоши был противопоставлен сознательно культивируемый аскетизм, а отдельным квартирам — коммунальное существование. Для реализации этих идей конструктивисты разработали модель «нового быта», в которой члены общества, живя совместно, получали все необходимое благодаря функциональному использованию пространства и разделению труда. 

Наиболее радикальным примером реализации этой идеи являются дома-коммуны, спроектированные так, чтобы их жильцы приучались к коллективизму через освобождение от узости семейных уз, тягот домашнего труда и мелочных забот. Концепция проекта сводилась к упорядочиванию и типизации распорядка дня всех жильцов сразу. Например, каждому периоду дня отводилось отдельное помещение — спальная кабина, санитарный корпус, спортивный зал, прачечная, столовая, кинотеатр, библиотека, ясли и другие. До минимума были сокращены пространства одиночного использования. Вообще архитектурное решение здания было подчинено максимально эффективному функционированию людей: до сантиметра была рассчитана площадь, необходимая человеку среднего роста и телосложения для чтения книги, ширина коридора, чтобы в нем могли разминуться двое, различное количество света для каждого занятия, а также необходимый для свободного дыхания объем воздуха в помещении. 

Однако уже в середине 1930-х годов конструктивистскую авангардную архитектуру объявили «формалистическим и буржуазным явлением», перестали финансировать и подвергли критике. Конструктивизм постепенно уступил место течениям, ориентированным на более традиционные архитектурные стили.

Тем не менее, за более чем двадцать лет расцвета конструктивизма по всей стране было построено больше тысячи различных оригинальных домов-коммун, фабрик-кухонь, дворцов труда и рабочих клубов. Задача команды The Constructivist Project — привлечь внимание российской и международной общественности к современному состоянию и истории этих архитектурных памятников.

В рамках перезапуска сайта проекта была реорганизована онлайн-карта всех объектов городской среды, построенных в рамках этого направления на территории всего бывшего СССР, от Минска до Владивостока, от Мурманска до Алма-Аты. Ее возможности позволяют сортировать здания по городам, именам архитекторов, юридическому статусу, времени постройки и текущему состоянию. Про каждый из памятников на сайте опубликована статья, содержащая информацию об истории строительства, изначальном предназначении, архитекторе, текущем состоянии и так далее. Также на сайте опубликованы статьи о каждом из архитекторов, работавших в этом стиле.

Так, о жилом комплексе «Дом Наркомфина», где сейчас располагается московская редакция N + 1, на сайте The Constructivist Project можно узнать, что это здание было построено в 1930 году по проекту одного из идеологов советского конструктивизма Моисея Гинзбурга, разработанному в соавторстве с архитектором Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым. Это здание было задумано как «дом переходного типа» (от «буржуазного дома» к «социалистической коммуне»), поскольку в нем еще не полностью устранялась семейная структура, как это предполагалось в настоящих домах-коммунах.

Моисей Гинзбург хотел создать образец комфортной жилой среды, дополненной удобствами коммунального обслуживания. Его структура намного богаче, чем структура многих других аналогичных построек того времени. Авторам проекта Гинзбургу и Милинису удалось скомпоновать жилые ячейки в единый корпус настолько необычно, что их решение заинтересовало известнейшего французского архитектора Ле Корбюзье, побывавшего в Доме Наркомфина.

Чтобы глубже проникнуться эмоцией, заставившей Ле Корбюзье восхититься этим домом, авторы проекта опубликовали на сайте чертежи изначального проекта и видеореконструкцию процесса его строительства.


Елизавета Власова









Ранее в этом блоге

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.