Уникальность человека под вопросом?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Из всех аргументов, доказывающих, что люди принципиально отличаются от животных, самый веский касается способности человека понимать чужое сознание. Лишь люди могут не только воспринимать свои переживания, но и осознавать, что мысли и взгляды других людей отличаются от их собственных. Однако результаты последнего исследования, опубликованного в Science, говорят о том, что и обезьяны наделены той же способностью.

В конце 1960-х годов Эмиль Менцель провел следующий эксперимент: он показывал одной обезьяне, где в большом саду находится еда или, наоборот, что-то опасное (например, игрушечная змея). Потом он возвращал обезьяну в стаю и выпускал их уже всех вместе в сад. За обезьяной, которая знала, где находится еда, сородичи следовали, тогда как обезьяну с информацией об опасности они избегали. Так Менцель доказал, что обезьяны могут передавать полученное знание другим. Позже, повторив и дополнив эти эксперименты, психологи Дэвид Примак и Гай Вудруф в 1978 году сформулировали теорию разума, или теорию понимания сознания, — способность осознавать, что чужое сознание отличается от твоего, и действовать соответствующе.

Теория разума вскоре стала основой психологии развития. Последовало множество исследований, в том числе и на животных — на птицах и обезьянах. Только к 2016 году оригинальная статья Примака и Вудруфа была процитирована 5700 раз! Но все дебаты о теории разума у животных сходились к одному: только люди могут понимать, что убеждения других людей могут быть ложными.

Классическая задача на понимание ложных убеждений состоит в следующем: ребенку показывают двух кукол, одна кукла прячет свою игрушку и уходит. После этого, пока первой куклы нет, вторая кукла перепрятывает игрушку и тоже уходит. Первая кукла возвращается, и ребенка спрашивают, где же кукла будет искать игрушку. Дети до четырех лет не могут правильно решить эту задачу.

В 2007 новаторский подход показал, что на самом деле дети и младше четырех лет способны осознавать, что у других людей могут быть ложные убеждения: уже в два годика дети правильно предсказывали, где кукла будет искать игрушку. В этом эксперименте, вместо того чтобы задавать вопросы (и тем самым вводить еще одну переменную — способность детей понимать вопрос и отвечать на него), ученые проследили за движением глаз детей.

Именно этот подход и вдохновил Майкла Томазелло и его коллег повторить исследование на обезьянах. Они использовали 19 шимпанзе, 14 карликовых шимпанзе и 7 орангутангов. Все животные смотрели видео, где сначала один актер прятал предмет, скажем, под левой коробкой, а второй актер в отсутствие первого сначала перепрятывал предмет, а потом просто уносил его со сцены. В эксперименте обезьяны правильно предсказывали, что первый актер, вернувшись, будет искать спрятанный предмет под левой коробкой, хотя они и знали, что предмета там больше нет.

Эти данные говорят о том, что обезьяны все же могут осознавать наличие чужих ложных убеждений. Значит, мы снова возвращаемся в начало поисков того самого уникального качества человека. И еще раз подтверждаем старую мантру: отсутствие доказательств — не доказательство отсутствия. Это хороший урок тем, кто спешит провозгласить исключительность человека во всем. Проще рассматривать, есть ли у животных «разум», не с подхода «все-или-ничего», а поделив этот «разум» на компоненты, часть которых может оказаться универсальной для животных и для человека.

Новая экспериментальная методика, которая не включает привязки к языку, позволяет рассматривать теорию сознания в широком биологическом контексте. Скорее всего, способность понимать друг друга возникла в сложных сообществах (у обезьян и человека), чтобы лучше предсказывать поведение сородичей. Возможно, эта способность искажается у пациентов с аутизмом и шизофренией.

Даша Овсянникова, научный обозреватель портала «Нейроновости»