Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Мечтатели движут этот мир. Такая мысль возникает, когда смотришь на опубликованный вчера проект тяжелой ракеты, разрабатываемой компанией Blue Origin от основателя сайта Amazon.com. Многоразовая ракета на природном газе, тягой превышающая все сегодня существующие ракеты. В ней нет практически никакой экономической целесообразности, но кто сможет запретить миллиардеру тратить свои деньги?
Читайте этот и другие материалы о космосе в блоге Зеленого кота
Частная космическая компания Blue Origin создана в 2000 году, но о ней мало что было слышно до ноября 2015 года, пока они не продемонстрировала успешную вертикальную посадку многоразовой водородной ракеты.
Ракета New Sheppard не предназначается для орбитальных пусков. Ее роль
скромнее — запуск (фактически подбрасывание) туристической капсулы вверх
до высоты чуть боле 100 километров. Таким образом экипаж капсулы переживет
несколько минут в невесомости и войдет в число людей, совершивших
космический полет. Для Blue Origin эта технология стала отличной школой
разработки водородных двигателей и создания многоразовых ракет на их
основе.
New Sheppard летает на относительно слабом
кислород-водородном двигателе BE-3 тягой 50 тонн. Для сравнения, у
немецкой ракеты «Фау-2» была тяга 25 тонн. В то же время Blue Origin
работает над более мощным кислород-метановым двигателем BE-4. Его тяга
уже 250 тонн, и он позиционируется как замена российских РД-180 (тягой
390 тонн) на американском рынке. Для этого компания ULA, которая
является заказчиком РД-180, сегодня разрабатывает новую ракету Vulcan
и, судя по всему, софинансирует разработку BE-4 из денег, выделенных
Пентагоном. Конкурентом BE-4 на американском рынке является
кислород-керосиновый двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, но по
ряду причин BE-4 выигрывает гонку. Прежде всего благодаря бездонному
карману Джеффа Безоса, способного внести столько средств на разработку,
сколько потребуется.
Несмотря на государственный интерес к BE-4, компания Blue Origin в куда большей степени может считаться частной по сравнению со своим конкурентом SpaceX, у которого значительная часть доходов берется из госзаказов. До недавнего времени их конкуренция больше выражалась в медийной сфере, где компании соревновались в гонке многоразовости первых ступеней. В остальном Blue Origin выглядела Моськой по сравнению со слоном, четыре суборбитальных пуска против почти тридцати орбитальных выведений кораблей и спутников. Но со вчерашнего дня соотношение сил существенно изменилось. Blue Origin продемонстрировала свою решимость к запуску таких тяжелых нагрузок, которые сегодня просто не производятся.
О своих космических амбициях Джефф Безос заявил еще в сентябре 2015 года, когда арендовал пусковую площадку SLC-36B на космодроме Канаверал и продемонстрировал первые изображения своей космической ракеты.
Тогда она выглядела как орбитальное развитие ракеты New Sheppard, т.е.
казалась способной выводить сравнительно легкую нагрузку, что не внушало
опасений коммерческому развитию SpaceX, который давно ушел из сегмента
легких грузов и активно занимается запусками средних и тяжелых. Однако с
сегодняшнего дня экспансия SpaceX на рынок тяжелых грузов встретила
серьезное препятствие в лице конкурента.
Сейчас SpaceX готовит к
пуску свою тяжелую ракету Falcon Heavy, которая должна выводить до 40
тонн на низкую околоземную орбиту (в одноразовом исполнении).
Практических потребностей в такой ракете сейчас нет, даже рекордсмен
грузоподъемности Delta IV Heavy, поднимающая 28 тонн, летает раз в два
года (и стоит как три ракеты). То есть Falcon Heavy станет самой мощной
ракетой современности, если успеет полететь до сверхтяжелой ракеты NASA
SLS.
Опубликованный проект ракеты New Glenn с семью двигателями
BE-4 обладает стартовой тягой 1750 тонн. Этим он превосходит по
возможностям как Falcon-9 (стартовая тяга 750 тонн), так и Delta IV Heavy
(стартовая тяга 960 тонн), но проигрывает примерно в полтора раза
Falcon Heavy (стартовая тяга 2516 тонн). В то же время, кажется, ранний
проект New Glenn предполагал наличие стартовых твердотопливных
ускорителей.
Если имеются в виду существующие ускорители, применяемые на ракетах
компании ULA, то они смогут повышать стартовую тягу на 170 тонн каждый, а
поставить их на пузатую ракету диаметром 7 метров можно немало.
Для
второй ступени New Glenn предполагается использовать двигатель BE-4,
адаптированный под вакуум, а для третьей — BE-3. Первый полет ожидается до
2020 года.
Несмотря на то, что новая ракета Blue Origin
существует пока только в виде картинок, можно утверждать, что рынок
космических запусков никогда не будет прежним. Конкуренция ужесточается
не только за счет развития существующих участников рынка, но и за счет
появления новых: Китай, Индия, а тут еще и Безос практически ниоткуда
выбрался. Сейчас международный рынок активно захватывает SpaceX, прежде
всего за счет отъема заказов у Роскосмоса. Появление широких пусковых
возможностей за счет новых участников, рост массы выводимого груза за
счет повышения грузоподъемности ракет и существенное снижение стоимости
запуска благодаря высокой конкуренции и возможным перспективам
многоразовости обещают и готовность спутникостроителей к повышению спроса.
Сейчас спутникостроительная индустрия выработала некоторый компромисс с
существующими ракетными возможностями: ничего тяжелее 5 тонн на
геостационарную орбиту не запускается и даже не строится, а только эта
орбита сейчас позволяет по-настоящему зарабатывать в космосе. Но если
будет возможность запускать более тяжелые телекоммуникационные
платформы, думаю, ею кто-нибудь воспользуется.
В целях Blue
Origin, конечно, не только отъем ограниченного объема заказов у
конкурентов, но и космическая экспансия, о которой Джефф Безос скромно
говорит так: «Миллионы людей, живущих и работающих в космосе». И компания
активно готовится расширять свои возможности и намекает на проект
следующего уровня New Armstrong, о котором можно только гадать. Тем не
менее, что SpaceX для их целей переселения тысяч людей на Марс, что Blue
Origin для переселения миллионов людей в космос, потребуются огромные
объемы заказов прямо сейчас и в ближайшие годы.
Конечно, рассуждения о заселении космоса и караванах ракет, летящих от звезды до звезды, не выглядят реалистичными, но когда их ведут не непричесанные популяризаторы в потертых пиджаках, а миллиардеры, вкладывающие капиталы в свою мечту, как-то хочется им верить.