О слизнях-убийцах

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Польские орнитологи Катаржина Туржанска и Юстина Чачульска из Вроцлавского и Зеленогорского университетов изучали серую славку (Sylvia communis), певчую птичку мельче воробья, и обнаружили в одном из гнезд, где недавно вылупились птенцы, испанского слизня (Arion vulgaris). На следующий день слизня в гнезде уже не было, а все птенцы были мертвы. Ученые обнаружили у них тяжелые травмы, которые указывали на слизня как на виновника гибели птенцов. Ошеломленные исследовательницы решили глубже изучить взаимоотношения птиц и брюхоногих моллюсков и в результате опубликовали обзор в журнале Journal of Avian Biology.

Среди брюхоногих моллюсков встречаются хищные виды, в частности европейские улитки из рода Poiretia, но они питаются беспозвоночными — в основном другими моллюсками и дождевыми червями. Однако с 1920-х годов периодически появляются сообщения о нападении слизней, по большей части из рода Arion, на птенцов мелких птиц из отряда воробьиных. Чаще всего ученые уличали в нападении на птичьи гнезда красных (Arion rufus) и черных слизней (Arion ater), а также испанского слизня (Arion vulgaris).

Слизни нападают на птенцов и наносят им тяжелые увечья, которые обычно приводят к гибели. У птенцов после «общения» с моллюсками находили кровоточащие раны, частично съеденные клювы и глаза, обширные поражения кожи крыльев, спины и головы. Ученые наблюдали повреждение как мягких тканей, так и костей. Птенцы были покрыты слизью, а вокруг гнезда зачастую оставался помет улиток. Исследователи фиксировали не только случаи нападения слизней на птенцов, но и поедание птичьих яиц.

«Когда слизень попадает в гнездо, — возможно, случайно или в поисках пищи такого рода, — он начинает пожирать птенцов с помощью радулы, или языка, покрытого крошечными зубами, — объясняет Катаржина Туржанска. — Птенцы неспособны защититься, их поедают заживо».

Взрослые птицы при нападении слизней на гнездо ведут себя очень странно: они никак не защищают птенцов и даже могут покинуть свой выводок. Больше того, исследователи описывают случай, когда славка-черноголовка начала насиживать гнездо, в котором слизень кормился ее птенцами. Возможно, из-за того, что слизни нападают на гнезда достаточно редко, у птиц не выработалось защитное поведение и они не видят в улитках врагов.

Слизни заползают в гнезда, находящиеся на земле и кустарниках. Самая большая высота, на которой исследователи наблюдали моллюска в птичьем гнезде, — 81 сантиметр. Улитки наиболее активны при температуре от 4–5 до 22 градусов Цельсия и при высокой влажности, соответственно, наибольшее количество нападений на гнезда зафиксировано в прохладную и влажную погоду. Интересно, что некоторые слизни могут различать запахи, обучаться и менять свои пищевые привычки. Однако до сих пор не проводилось исследований, могут ли слизни узнавать о присутствии птенцов на расстоянии и целенаправленно ползти к гнезду.

Насколько часто слизни охотятся на птичьи гнезда, авторы обзора сказать затрудняются: выборка гнезд, на которой проводились исследования, была маленькой. Однако польские орнитологи отмечают, что один из самых распространенных представителей рода Arion испанский слизень, родиной которого был Иберийский полуостров, за последние 60 лет проник в большинство стран Европы и в США. Эти моллюски длиной 8–12 сантиметров могут ежегодно откладывать до 400 яиц и выдерживать достаточно экстремальные условия (например, в Швейцарии их находили на высоте 1700 метров над уровнем моря). При такой живучести и агрессивности слизни могут серьезно повлиять на численность популяций мелких птиц.