Добровольцы грызли сырые кости… во имя науки

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Археологи из Университета Страны Басков (Испания) изучили следы человеческих зубов на костях животных. С деталями исследования можно ознакомиться в издании Journal of Archaeological Science: Reports.

Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру

Ранее, обнаружив погрызенные ископаемые кости, археологи часто считали, что останки глодали хищники или падальщики. Однако разве грызть кости могли только животные? Древние люди, даже вооруженные каменными орудиями, точно так же использовали свои зубы и повреждали ими поверхность костей. Распознавать такие следы и отличать их от следов иного происхождения было бы полезно, например, для выявления случаев древнего каннибализма.

Следы зубов на костях, полученные в эксперименте.

Фото из обсуждаемой статьи

Руководитель исследовательской группы Антонио Ромеро и его университетские коллеги  решили провести эксперимент, в котором приняли участие 10 добровольцев – взрослых мужчин и женщин. Волонтеры должны были грызть бараньи кости – первые фаланги, лучевые и лопатки (всего 90 образцов). При этом образцы предлагались добровольцам в сыром, вареном и жареном виде. Волонтеры должны были фиксировать, какие зубы они сейчас используют – резцы, предкоренные + клыки или коренные. Весь процесс фотографировался и фиксировался на видео. После эксперимента кости еще раз варились, а затем изучались под микроскопом. Все повреждения  измеряли и разделяли на первичные – собственно следы зубов, и вторичные – разрушения кости, возникающие в процессе жевания. Фиксировались и части костей, на которые приходилось больше всего повреждений.

Морфологический анализ помог ученым выделить признаки, по которым следы человеческих зубов отличаются от отметин, оставляемых животными. Кроме того, по характеру повреждений на костях оказалось возможным определить, поедалось ли мясо сырым или же его потребляли в жареном или вареном виде. «На жареных и вареных костях следов зубов обычно больше, в то время как на сырых останках они встречаются только на концах длинных костей», – утверждает  Антонио Ромеро.

Ученые  отмечают, что подобные опыты проводятся впервые. Исследование открывает новые возможности для анализа находок на стоянках древнего человека. Теперь по характеру повреждений можно определить способ приготовления пищи, использовавшийся в древности.

Antonio J. Romero, J. Carlos Díez, Palmira Saladié. Mammal bone surface alteration during human consumption: An experimental approach // Journal of Archaeological Science: Reports. Volume 8, August 2016, Pages 82–89.