За пределами галактики где-то в Армении

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Обсерватории традиционно располагаются в необычных местах. Например, в Чили, если путешествовать по пустыне Атакама, можно найти комплекс телескопов Very Large Telescope, а если отправиться в Антарктиду, то, кроме пингвинов, доведется еще и увидеть South Pole Telescope. Бюраканская обсверватория, о которой и пойдет речь, тоже находится в довольно необычном месте — на окраине села Бюракан в Армении. Однако добраться до нее можно вполне тривиальным способом — на маршрутке из города Ереван.

Полное название этой обсерватории — Бюраканская астрофизическая обсерватория имени В. А. Амбарцумяна Национальной академии наук Республики Армения, и основана она была в далеком 1946 году. Первое, что бросается в глаза, глядя на комплекс зданий, расположившихся на южном склоне горы, — это выдержанность советского стиля архитектуры. Постройки, которым уже более полувека, пусть и не всегда хорошо выглядят изнутри, снаружи смотрятся очень впечатляюще — рыжевато-розовый камень, широкие лестницы с большими входными дверями, колонны и высокие этажи. Недаром это не только действующая обсерватория, но и памятник архитектуры.

В одном из таких зданий, а именно в двухэтажной гостинице, живут научные работники, которые приезжают вести наблюдения на телескопах. Туда же пускают и обычных туристов и любителей астрофизики, которые хотят посмотреть на обсерваторию изнутри. И вот именно здесь туристам (среди которых была и я) удалось встретить российского ученого Сергея Додонова, который работал на одном из действующих телескопов Бюраканской обсерватории и рассказал про текущее состояние армянского «звездного центра».

На территории обсерватории находится всего пять работающих инструментов: 2,65-метровый телескоп-близнец зеркального телескопа Шайна, установленного в Крымской астрофизической обсерватории, метровый и полуметровый телескопы Шмидта, а также два рефлекторных телескопа, размером 40 и 50 сантиметров. Метровый телескоп Шмидта является одним из крупнейших подобных телескопов в мире, кроме того, его поле зрения составляет квадратный градус, а это значит, что за «один раз» можно увидеть 30 тысяч галактик.

В свое время на телескопах данной обсерватории (правда, тогда перечень инструментов был немного другим) совместно работали Виктор Амбарцумян и Вениамин Маркарян, последний из которых известен открытием класса активных галактик с избыточным по сравнению с другими галактиками количеством ультрафиолетового излучения из их центра. Эти ученые, совместно с другими научными сотрудниками, внесли большой вклад в развитие внегалактической астрономии — именно в Бюракане были открыты звездные ассоциации, обнаружены доказательства протекания в современную эпоху активных процессов звездообразования в галактиках (те самые галактики Маркарян) и проведены два Бюраканских обзора по поиску галактик с избыточным УФ-излучением. Сегодня активность галактик никого не удивляет, однако еще 50 лет назад это было большим прорывом во внегалактическом направлении.

Сейчас в Бюраканской обсерватории тоже ведутся научные работы, хотя и деятельность там протекает гораздо менее активно, чем в Советские годы. В частности, группа ученых во главе с Сергеем Додоновым, работает на метровом телескопе Шмидта, модернизация которого завершилась только в прошлом году (это первый год, когда метровый Шмидт запущен в тестовом режиме). Исследователи с помощью данного телескопа, работающего в оптическом диапазоне, занимаются изучением распределения темной материи в галактиках.

Параллельно в обсерватории также проходят две другие программы. В рамках первой ученые занимаются поисками объектов Хербига — Аро — эмиссионных туманностей неправильной формы — в окрестностях одиночных звезд, так как высокая светосила Шмидта хорошо подходит для того, чтобы разглядеть не только звезду, но и окружающий ее газ. Вторая программа направлена на изучение далеких квазаров с использованием узкополосных фильтров.

Сейчас много сил уходит на восстановление и обновление обсерватории, однако она все равно остается привлекательным местом — по крайней мере любителям космоса точно есть на что посмотреть. Поэтому, если вы вдруг окажетесь в Армении и захотите увидеть в телескоп на Луну или Юпитер (а такая возможность есть) или посмотреть на дом-квартиру Виктора Амбарцумяна, а может быть и просто оказаться там, где повсюду телескопы, то Бюраканская обсерватория отлично для этого подойдет.