День Пряности

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Сегодня мы отмечаем сразу две годовщины, что примечательно — виновник торжества один и тот же. 95 лет назад родился Фрэнк Герберт, американский писатель-фантаст, творец и создатель Вселенной Дюны. В 1965 году впервые был издан роман «Дюна», заложивший основу невероятной саги — пятьдесят лет назад эта книга принесла Герберту мировую известность и стала одной из самых известных фантастических книг ХХ века.

Классический цикл произведений «Хроники Дюны» включает в себя шесть написанных Гербертом книг — повествование охватывает пять тысяч лет истории цивилизации в далеком будущем. Это мир, где люди отказались от компьютеров и роботов, пережив гнет машин и угрозу уничтожения человечества искусственным интеллектом. Вселенную покрывает межгалактическая феодальная империя, где планетами правят кланы — Великие Дома. Центральное место во Вселенной занимает особое вещество, пряность, от которой полностью зависит существование межзвездной цивилизации. В честь юбилея «Дюны» и дня рождения ее автора мы вспоминаем основных персонажей самой масштабной фантастической эпопеи ХХ века.

Власть в мегжгалактической феодальной империи была разделена между Императором, Космической гильдией и Домами Лансраада. Лансраад — ассамблея всех Домов в Империи, влиятельная политическая организация. Император обладает монополией на добычу пряности, поочередно представляя права различным Великим Домам, управляет сильной армией сардаукаров. Космическая Гильдия — монополист межзвездных перелетов, которыми управляют ментаты — люди, обладающие вычислительными способностями компьютеров. Члены Великих и Малых Домов — наследственная поместная знать — управляют всей Известной Вселенной, насчитывающей более 10 тысяч миров.
Пряность, наркотическое вещество, позволяющее существенно увеличить продолжительность жизни, но также вызывающее привыкание и мутации, использовалась навигаторами Космической Гильдии — ментатами — при прокладывании маршрута для безопасного управления космическими кораблями.

Императорский Дом Коррино — один из Великих Домов, правящий род империи во Вселенной Дюны. Планета Кайтайн — метрополия Дома. Дом Коррино пришёл к власти после победы человечества над мыслящими машинами, представители этого Дома правили около 10000 лет, пока их не сверг сын герцога Атрейдеса, Пауль Атрейдес.

Ключевая планета цикла — Арракис, или Дюна. Единственый источник пряности во Вселенной. Пряность появляется в результате жизнедеятельности песчаных форелей и служит пищей для песчаного планктона, а им в свою очередь питаются гигантские песчаные черви, представляющие опасность для добытчиков вещества. Дюна — главная планета Дома Атрейдес. Населена фременами — племя людей, приспособившихся к суровому климату и фауне планеты, общество которых построено на собирании, накоплении и сохранении воды. Вода является на Дюне наивысшей ценностью и даже стоит дороже, чем пряность во всей остальной галактике. Метрополией Дома Атрейдес в течение двадцати шести поколений была планета Каладан, противоположность Арракису, большую часть планеты покрывала вода.

Гьеди Прайм — мрачная грязная планета с узаконенным рабством и гладиаторскими боями, метрополия Дома Харконнен, свирепых интриганов и честолюбцев, главных противников Дома Атрейдес.

Важную роль в судьбе империи играли Бене Гессерит, социальная, религиозная и политическая организация, тайное женское общество, а также Тлейлаксу, совокупность одноименной планеты, общества Бене Тлейлаксу и расы тлейлаксианцев, которые обладали уникальными технологиями, торговали простыми машинами и производили искусственных генетически приспособленных для определенных целей людей.

«Запоминаются те истории, которые высекают искры в твоём мозгу»

Фрэнк Герберт

Фрэнк Герберт умело объединил в сюжете множество сложно устроенных миров и организаций, затронув ряд политических, экологических и других проблем, в итоге создав полноценный масштабный тонко проработанный роман-эпопею. Продолжением цикла книг по Вселенной Дюны стали произведения сына писателя, Брайна Герберта и другого известного фантаста Кевина Андерсена.