Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Любимый объект эволюционной психологии — это консерваторы и либералы. Сравнивая их друг с другом в различных тестах, можно обнаружить множество врожденных, биологических отличий.
Например, в 2008 году в журнале Science было описано исследование, состоящее из двух этапов. Сначала испытуемые проходили тесты, которые оценивали, с одной стороны, их отношение к росту расходов на вооружение, запрету абортов и порнографии, школьным молитвам, смертной казни; с другой стороны, отношение к пацифизму, гомосексуальным бракам, добрачному сексу, помощи другим странам. По результатам опроса участников исследования разделили на две группы, условно названные «сторонниками» и «противниками» защитных мер. После этого испытуемым показывали на экране серию из 33 картинок, из которых 30 были нейтральными, а три — страшными (окровавленное лицо, открытая рана с личинками мух, огромный паук на перекошенном от ужаса лице человека). Ученые оценивали физиологическую реакцию на испуг — изменения электропроводности кожи и интенсивность моргания при виде отталкивающей картинки.
Выяснилось, что между двумя группами испытуемых есть статистически достоверная разница. Сторонники защитных мер — люди, выступавшие за рост расходов на вооружение, школьные молитвы и запрет абортов — на физиологическом уровне были намного сильнее напуганы при виде крови или паука, чем сторонники пацифизма и гомосексуальных браков. Авторы полагают, что речь идет о генетически обусловленных отличиях в активности амигдалы («центра страха»), которые могут приводить как к более сильному испугу при виде неприятного стимула, так и к склонности занимать более консервативную позицию в любых вопросах, связанных с жизнью общества и государства.
На русском языке подробное описание этого исследования (и еще ряда работ, проливающих свет на врожденные отличия между людьми с различными убеждениями — например, об их связи с брезгливостью, склонностью к самообману, с экологическими и демографическими параметрами) было опубликовано на сайте elementy.ru. Он начал писать о науке — не только о работах, находящихся на стыке биологии и психологии, но и практически обо всех важных научных новостях от астрономии до лингвистики — более десяти лет назад, когда научной популяризации в нашей стране еще почти не существовало, и было непонятно, кому и зачем она вообще нужна. Сайт elementy.ru — далеко не единственный проект фонда «Династия» в рамках возрождения научпопа. Фонд поддерживал издание огромного количества хороших научно-популярных книг. Фонд учредил премию Просветитель, о которой мечтал любой отечественный автор научпопа, потому что это максимальное возможное в нашей стране признание того, что книжка действительно хороша. Фонд обустроил множество научно-популярных музеев. Проводил множество публичных лекций. Поддерживал фестивали науки. И это не говоря уже о многочисленных проектах, посвященных не научпопу, а непосредственно поддержке науки и образования.
Все уже знают, почему я пишу в прошедшем времени? Неделю назад Минюст объявил фонд Династия «иностранным агентом» — на основании того, что создатель фонда, Дмитрий Зимин, хранит свои деньги за границей, и при этом фонд имел неосторожность, среди множества других научно-популярных проектов, косвенно поддержать семь лекций по политологии, что было признано «политической деятельностью». Это очень серьезная проблема, потому что статус иностранного агента резко затрудняет работу с любыми бюджетными организациями — от спонсирования школьных лабораторий до проведения фестивалей науки в университетах. Кроме того, это просто несправедливо и обидно: Дмитрий Зимин 14 лет вкладывал сотни миллионов своих собственных денег в поддержку науки, образования и популяризации, а государство говорит: «да пошел ты, нам не нужна популяризация, а ты вообще иностранный агент». Все идет к тому, что фонд просто закроется; для общественности это будет означать резкое обеднение культурного контекста (если у вас есть бумажные научно-популярные книги, подойдите к полке и посмотрите, на скольких из них стоит гриф «издано при поддержке фонда «Династия». У меня дома сейчас набралось всего 12 таких книг, но это только потому, что еще несколько десятков зачитали друзья).
Научное и журналистское сообщество очень долго продолжало надеяться, что это дурацкая ошибка, вот сейчас Минобр объяснит Минюсту, какая нелепость — объявлять иностранным агентом самый патриотичный фонд в стране, Минюст извинится, Династия продолжит работу и все будет хорошо. Но нет. Минюст предъявляет какие-то иски, идет поток заказных публикаций (вот только что в воскресенье, говорят, на НТВ показали очередную анатомию протеста о том, как коварная Династия коварно занималась популяризацией науки, развращая тем самым наших граждан и стимулируя оппозиционные настроения; сама не смотрела, у меня всего один монитор и я не готова кидаться в него тарелками, а боюсь, что эта реакция будет неконтролируемой).
Что можно сделать? Как обычно. Присоединиться к сообществу по координации действий в защиту Династии на фейсбуке. Подписать несколько петиций. Сходить в ближайшую субботу на митинг. Написать в блоге, какие именно книжки Династии вам больше всего понравились. Подавить острый приступ желания эмигрировать и продолжать служение гуманистическим идеалам человечества. Династия, по-видимому, уже не сделает этого за нас.