Перспективный пассажирский самолет Boeing 777X во время заключительного этапа нагрузочных испытаний, проводившегося в сентябре 2019 года, буквально разломился. Как пишет газета The Seattle Times, узнавшая подробности испытаний, фюзеляж самолета разломился позади крыла и из разлома выпала пассажирская дверь. Инцидент произошел во время комплексных испытаний нагрузкой на фюзеляж с одновременной опрессовкой салона. В концерне Boeing заявили, что изучают причины происшедшего.
Об инциденте с Boeing 777X, произошедшим во время нагрузочных испытаний, впервые стало известно в сентябре 2019 года. Тогда сообщалось, что во время проверок у самолета выдавило дверь грузового отсека. Подробности произошедшего концерн Boeing не раскрывал, утверждая, что инцидент произошел при нагрузках, значительно превосходящих те, с которыми самолет столкнется во время регулярных полетов. Как пишет The Seattle Times, разлом фюзеляжа лайнера произошел при нагрузке, равной 99 процентам предельной расчетной.
Во время испытаний в сентябре в салоне Boeing 777X было создано давление в 0,7 бар. При этом на нагрузочном стенде к крылу прикладывалось усилие снизу вверх, из-за чего его законцовки поднялись на 8,5 метра (максимальное расчетное изгибание в штатном полете — 2,7 метра), а к носовой и хвостовой частям фюзеляжа — усилие сверху вниз. Таким образом воспроизводились нагрузки на планер самолета, соответствующие маневру с перегрузкой в 3,75g. При этом максимальная расчетная перегрузка в полете для Boeing 777X составляет 1,3g.
Во время таких нагрузочных испытаний сперва произошел разлом фюзеляжа позади крыла, причем часть композитной обшивки отвалилась. Затем после расширения разлома из фюзеляжа выпала пассажирская дверь. Испытания признаны частично успешными, поскольку предельная расчетная нагрузка была почти достигнута. Как отмечает The Seattle Times, вероятнее всего, учитывая, что инцидент произошел при нагрузке в 99 процентов предельной расчетной, концерну Boeing не придется проводить повторные нагрузочные испытания — достаточно будет лишь усилить конструкцию в месте разлома.
Программа Boeing 777X на протяжении последних нескольких лет сталкивается с различного рода трудностями. В частности, в феврале 2018 года стало известно, что специалисты компании GE Aviation обнаружили в двигателе GE9X, предназначенном для установки на Boeing 777X, неисправность в работе поворотных лопаток статора компрессора. Этот недочет был устранен только в ноябре 2019 года. В середине текущего года Boeing объявил, что первый полет лайнера B777X отложен на 2020 год.
Разработка лайнера Boeing 777X ведется с начала 2010-х годов. Новый самолет будет представлен семейством, в состав которого войдут три лайнера разных размерностей: B777-8X, B777-9X и B777-9XL. Длина лайнера в зависимости от версии составит 69,8 или 76,7 метра, а размах крыла — 71,8 метра. Самолет получит складное крыло, благодаря которому сможет помещаться в стандартном авиационном ангаре. Размах сложенного крыла B777X составит 64,8 метра. Перспективный лайнер станет первым в мире пассажирским самолетом со складным крылом.
Максимальная взлетная масса B777X составит 351,5 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до 16,1 тысячи километров и, в зависимости от версии и компоновки, будет перевозить от 349 до 414 пассажиров.
Василий Сычёв
Авиакомпания Swiss покроет все свои 12 самолетов Boeing 777-300ER пленкой AeroSHARK, воспроизводящей акулью плакоидную чешую. Она должна снизить аэродинамическое сопротивление, а значит, сократить потребление топлива и выбросы углекислого газа.