Птичий грипп в Китае научился заражать уток

Вирусы птичьего гриппа H7N9 и H7N2, с которыми удавалось успешно бороться путем вакцинации куриц, теперь приобрели способность заражать уток — китайские ученые обнаружили у этих птиц две новые высокопатогенные разновидности вируса, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Host & Microbe.

Китайские власти в сентябре 2017 года ввели обязательную вакцинацию куриц от птичьего гриппа, появившегося в стране в 2013 году. Как отмечается в статье, за период до июня 2018 года H7N9 заразились 1567 человек, 615 из которых погибли (большинство заразившихся работали с птицей — вирус пока не научился передаваться от человека к человеку). Как отмечают Хуалань Чэнь (Hualan Chen) из Харбинского института ветеринарных исследований и его коллеги, вакцинация бивалентной вакциной H5/H7 в целом прошла успешно, предотвратив распространение вируса, хотя полностью искоренить его не удалось. Кроме того, по их словам, с февраля 2018 года в Китае не было зарегистрировано ни одного случая птичьего гриппа H7N9 у человека.

Авторы исследования собрали более 37,9 тысячи генетических образцов у куриц и более 15,9 тысячи образцов у уток за восемь месяцев до введения массовой вакцинации и через пять месяцев после нее. До вакцинации им удалось изолировать 306 разновидностей вируса H7N9, а после — лишь 15 разновидностей вируса H7N9 и одну — вируса H7N2. Большинство обнаруженных разновидностей были низкопатогенными. Всего за два этапа наблюдений ученые обнаружили более 1,7 тысячи вирусов разных подтипов.

«Меня удивило, что новые высокопатогенные подтипы вируса появились у уток и так хорошо к ним адаптировались, потому что исходная высокопатогенная форма H7N9 очень плохо размножается в утках», — сказала Чэнь, которую цитирует пресс-служба издательства Cell.

Ученые показали, что в процессе мутации две разновидности вирусов гриппа H7N2 и H7N9 «подобрали» фрагменты ДНК других вирусов гриппа уток, что позволило им лучше заражать этих птиц. Зараженные ими утки нашлись только в провинции Фуцзянь, однако, как отмечается в статье, около 3 миллиардов уток, которых Китай выращивает ежегодно, содержатся на открытых пространствах и активно продаются на рынках живой птицы, поэтому масштабное заражение уток было бы опасно и для человека. Авторы статьи допускают, что в будущем вирус может адаптироваться и к другим видам животных.

«К счастью, наше исследование показывает, что нынешняя вакцина будет хорошо работать и для уток, так что разрабатывать новую нет необходимости. Мы предлагаем немедленно начать вакцинировать уток», — сказала Чэнь.

В конце сентября самое время почитать о том, почему ежегодная эпидемия гриппа неизбежна — об этом и других важных вопросах о гриппе наш текст «Передай другому».

Хирурги разрешили оперировать аппендицит в течение суток