Британские психологи выяснили, что широкая улыбка помогает распознать человека. Эксперимент с использованием снимков различных людей показал, что улыбка помогает как соотнести две фотографии одного и того же человека, так и распознать двух разных людей. Предполагается, что знание этой особенности поможет улучшить систему идентификации граждан, пишут ученые в British Journal of Psychology.
Лица людей несут в себе большое количество важной для собеседника информации: пол, возраст, а также настроение или даже наличие психических расстройств. Более того, лицо — главный способ узнать человека; тем не менее, исследования показывают, что правильно определить незнакомого человека по фотографии (например, соотнести два изображения одного и того же лица) не так просто.
Проверить, как на способность такого распознавания влияет выражение лица человека на фотографии, решили Мила Милева (Mila Mileva) и Майк Бёртон (Mike Burton) из Йоркского университета. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого 40 добровольцам показывали 60 пар фотографий. На них были изображены либо два разных человека, либо один и тот же человек либо с нейтральным выражением лица, либо с улыбкой. Участникам необходимо было решить, изображают ли фотографии одного человека или же разных.
Ученые выяснили, что фотографии улыбающихся людей повышают точность распознавания: причем как для фотографий одного и того же человека, так и для фотографий разных людей.
Затем ученые провели дополнительный эксперимент, в котором использовали фотографии широко улыбающихся людей и людей, которые улыбаются одними губами. Лучше всего участники опять же распознавали улыбку: причем широкая была более узнаваема, чем закрытая.
Наконец, в третьем, финальном эксперименте участникам необходимо было распознать человека только по нижней части лица. Это опять удалось сделать лучше, когда на фотографиях лица были с улыбкой.
Ученые показали, что улыбающееся лицо повышает не только точность при соотнесении двух изображений одного и того же человека, но и позволяет лучше отличать двух разных людей. По мнению авторов, такая находка может во многом улучшить систему паспортного контроля и другой идентификации граждан.
Психологические исследования, изучающие обработку эмоций, неоднократно показывали, что положительные эмоции, такие как радость или удивление, распознаются людьми гораздо лучше, чем отрицательные. Это также справедливо как для определения эмоций в младенчестве, так и при использовании периферийного зрения.
Елизавета Ивтушок
А память молодых геймеров была лучше, если они играли в стратегии
Ученые из Великобритании выяснили, что молодые и пожилые геймеры обладают лучшей рабочей памятью, однако в разном возрасте эффективны игры разных жанров. Среди людей до 30 лет память была лучше у тех, кто предпочитал играть в стратегии, а среди людей старше 60 — у любителей головоломок. Также геймерам было легче игнорировать отвлекающие факторы, которые мешают запоминать нужное. Результаты опубликованы в Heliyon. Видеоигры нередко винят в негативном влиянии на психику, но вопреки этому исследователи часто обнаруживают их положительный эффект. Игры связывают с улучшением когнитивных способностей детей и взрослых, особенно — внимания и памяти. Предыдущие исследования показали, что так работают по крайней мере экшен игры. Поскольку память ухудшается с возрастом, Джо Каттинг (Joe Cutting) из Уорикского университета с коллегами решил проверить, как видеоигры и их предпочитаемый жанр влияют на рабочую память молодых и пожилых людей. Ученые протестировали онлайн 209 человек в возрасте от 18 до 30 лет и 181 человека от 60 лет до 81 года. Участников спросили, сколько часов в неделю они играют в игры (включая игры на телефоне, компьютере и приставке), и как давно они начали играть. Также их попросили перечислить игры, в которые они играли на прошлой неделе, чтобы затем разделить людей на группы по игровым жанрам. Большинство молодых участников (80 человек) предпочитали экшен (авторы отнесли к этой категории игры разного жанра, в которых идет упор на координацию и скорость реакции), а вот среди пожилых любителей игр этого типа почти не оказалось (12 человек). Люди старше 60 в основном играли в головоломки (59 человек) и реже — в стратегии (34 человека). Также исследователи отдельно учитывали тех, кто совсем не играл в видеоигры — 53 человека в молодой группе и 88 — в пожилой. Чтобы оценить рабочую память участников, их просили запомнить расположение красных кругов на сетке. С каждым испытанием добавлялся один круг — и так до тех пор, пока испытуемый справлялся. Также ученые проверили, насколько хорошо участники справляются с отвлекающими факторами (это важно для производительности памяти): в части испытаний вместе с красными кругами или же после их исчезновения на экране появлялись желтые — их нужно было проигнорировать. В группе молодых участников объем рабочей памяти был выше у тех, кто предпочитал стратегии и экшен игры по сравнению с теми, кто совсем не играл. Молодые любители стратегий также меньше отвлекались на желтые кружки и лучше справлялись с заданиями. При этом головоломки или экшен игры на устойчивость к отвлекающим факторам в этой группе не повлияли. А вот среди пожилых людей рабочая память была лучше у тех, кто играл в головоломки, а не стратегии (пожилые игроки в экшен не учитывались, поскольку их было мало), — они справлялись с заданиями так же хорошо, как молодые люди, не играющие в видеоигры. Пожилые люди, играющие в головоломки, меньше отвлекались на желтые кружки, когда они появлялись одновременно с красными. Но желтые кружки, возникающие после красных, сбивали всех участников старше 60 примерно одинаково, независимо от того, во что они предпочитали играть. Авторы пришли к выводу, что экшен игры не влияют на рабочую память — ее показатели у игроков в экшен были такими же, как и у тех молодых людей, кто играл в головоломки или вообще ни во что не играл. Зато рабочая память была лучше у молодых любителей стратегий и у пожилых любителей головоломок. Также память была лучше у тех, кто играл в игры с элементами стратегии и экшена, чем у тех, кто играл в классический экшен. Количество часов, проведенных за играми, не повлияло на результаты. Ранее исследователи выяснили, что видеоигры улучшают когнитивное развитие детей (по крайней мере в США), а телевизор и социальные сети никак на него не влияют.