Если не ограничить выбросы парниковых газов, это может произойти примерно через 250 лет
Если потепление достигнет отметки 4,5 градуса Цельсия, то с конца XXI по конец XXII века шельфовые ледники Антарктиды начнут необратимо таять: к 2150 году неустойчивыми станут 26, а к 2300 году — 38 ледников из 64, то есть 60 процентов. Сейчас эти ледники подпирают континентальный лед и сдерживают его подобно дамбе, а когда их не станет, лед с поверхности щита начнет ускоренно стекать в море, что приведет к повышению его уровня воды на 10 метров (и даже на 11 с учетом все более частых отколов айсбергов). Такие прогнозы описаны в статье, опубликованной в журнале Nature.
Ученые под руководством Клары Бургард (Clara Burgard) из Парижского университета оценили будущий баланс массы льда на антарктическом шельфе с учетом разных сценариев антропогенных выбросов парниковых газов (ограниченных и интенсивных). Они использовали климатические модели из проекта CMIP6. Авторы отметили, что наибольший вклад в разрушение шельфа будет вносить не поверхностное таяние льдов из-за высокой температуры воздуха, а базальное таяние — то есть подтачивание ледового ложе теплой морской водой. При этом если ограничить выбросы парниковых газов, то последствия изменения климата для ледяного щита можно существенно смягчить: в таком случае через два столетия на шельфе нежизнеспособным станет лишь один ледник из 64.
В пещере на севере Германии
В ходе наблюдений за двумя крупными колониями рукокрылых в пещерах, которые расположены в городской черте на севере Германии, исследователи обнаружили, что серые крысы ловят и поедают ночниц. Во многих случаях грызуны выхватывали пролетающих рядом с ними летучих мышей из воздуха передними лапами или пастью. По оценкам авторов, даже группа из 15 крыс может за одну зиму погубить порядка 2100 находящихся в спячке рукокрылых, что нанесет серьезный ущерб популяции. Чтобы защитить городские колонии летучих мышей, авторы рекомендуют более активно контролировать численность крыс. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Global Ecology and Conservation.