Исследование проводили на близнецах в Финляндии
Анни Варьонен (Anni Varjonen) с коллегами по Хельсинкскому университету провела небольшое долгосрочное исследование и пришла к выводу, что уровень образования и профессиональной подготовки положительно коррелирует с когнитивными способностями в возрасте 90 и более лет. В работе использовали данные 96 участников финского когортного исследования близнецов в возрасте 90–97 лет, наблюдение за которыми продолжалось до 48 лет. В среднем возрасте и старости у них оценивали различные факторы риска деменции (в том числе сердечно-сосудистые по CAIDE), а также подсчитывали обобщенный балл уровня образования и профессиональной подготовки в 45 и 52 года. Когнитивные функции оценивали по тестам семантической беглости, немедленному и отсроченному воспроизведению 10 слов и стандартизовали их в виде составного когнитивного балла. Статистическую обработку данных проводили методом регрессионного анализа с учетом факторов риска деменции и поправками на пол, возраст, образование, длительность наблюдения и носительство гена аполипопротеина Е ε4. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS One.
Выяснилось, что более высокие баллы уровня образования и профессиональной подготовки были связаны с лучшими показателями всех когнитивных тестов в возрасте 90 лет и более. Что интересно, эти показатели также оказались выше у людей с повышенным артериальным давлением в среднем возрасте по сравнению с нормальным, однако при повышенном давлении в пожилом возрасте были хуже показатели семантической беглости и составного когнитивного балла. Существенной связи когнитивных показателей с сердечно-сосудистыми факторами риска и баллом CAIDE выявлено не было.
В этом им помог неосознанный сбор статистики
Группа нейробиологов из четырех стран выяснила, что человек способен улавливать скрытый ритм даже в аритмичных последовательностях звука. Речь о последовательностях, созданных случайным смещением изохронных импульсов — человеческий мозг может статистически распознать в них регулярность и подстроиться под нее. Основываясь на поведенческих тестах и математической модели авторы исследования, опубликованного в the Royal Society, утверждают, что такой метод генерации случайных последовательностей звуков не подходит для исследований ритма. Также ученые пришли к выводу, что между ритмичностью и аритмичностью нет четкой границы.