В исследовании в трех когортах
Генетики в ходе анализа данных почти 50 тысяч человек выяснили, что возраст диагностики расстройств аутистического спектра примерно на 11 процентов можно объяснить генетическими факторами, а фенотипы раннего и позднего аутизма, скорее всего, имеют разную генетическую основу. В будущем ученым предстоит узнать, какие именно генетические варианты обуславливают возраст проявления симптомов заболевания. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Расстройство аутистического спектра (РАС) обычно диагностируют в раннем детстве, но иногда ребенок, который в дошкольном возрасте не имел критериев для постановки диагноза, получает его уже в подростковом возрасте. В каком именно возрасте человеку диагностируют аутизм, примерно на 15 процентов можно объяснить социально-демографическими причинами, а значит, в дело вмешиваются и другие факторы. Например, генетические. В предыдущих исследованиях обнаружили сотни генетических вариантов, связанных с развитием РАС: они широко распределены по всему геному и вносят комбинированный вклад в развитие заболевания.
Работ, в которых бы изучалась связь между генетической основой РАС и возрастом постановки диагноза пока еще не проводили, но существуют две теории о том, как генетика влияет на развитие заболевания. Согласно первой (унитарной), у детей с высоким сочетанным генетическим риском аутизма симптомы проявляются раньше, а у детей с более низким риском его симптомы легче и поэтому расстройство диагностируют позже. Согласно второй теории, у раннего аутизма и позднего аутизма разная генетическая основа.
Варун Варияр (Varun Warrier) из Кембриджского университета с коллегами решили проверить, какая из теорий верна, и провели исследование в трех когортах (в общей сложности 47475 человек). В каждой из них было две подгруппы людей: у одних заболевание диагностировали в раннем детстве, а у других — в подростковом возрасте. Сначала исследователи провели полногеномный поиск ассоциаций (GWAS), используя возраст постановки диагноза как количественный признак. Оказалось, что наследственный компонент объясняет порядка 11 процентов разницы в возрасте диагностики РАС.
Затем ученые провели анализ генетической корреляции, который позволяет количественно оценить, насколько два признака имеют схожую генетическую основу. Если значение корреляции r было бы равно единице, то генетическая составляющая для раннего или позднего диагноза РАС была бы одинакова, что соответствует унитарной теории развития аутизма. На практике же r оказалось равным 0,38, что говорит о том, что два фенотипа только частично обусловлены сходной полигенетической вариацией и, по-видимому, у них разная генетическая основа.
В своей работе авторы не рассматривали отдельные полиморфизмы генов, которые вносят вклад в формирование одного из двух фенотипов, а также не изучали, как средовые факторы связаны со временем диагностики заболевания. В этом будет состоять задача будущих исследований.
Недавно в центре внимания снова оказалась возможная связь между развитием аутизма и приемом парацетамола беременными женщинами. FDA выступило с заявлением, в котором предостерегло беременных женщин от использования парацетамола для облегчения боли и лихорадки. В материале «Единственный разрешенный» разбираемся, есть ли у беременных альтернатива парацетамолу.
Но стабильного дозозависимого эффекта терапии обнаружить не удалось
Исследователи из США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии глиом на людях. Они показали относительную безопасность метода, но подтверждение эффективности, обнаруженной в моделях на мышах, получить не удалось. Результаты были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.