В третьей фазе испытаний
Американская фармкомпания Eli Lilly сообщила об успехе третьей фазы клинических испытаний низкомолекулярного непептидного агониста рецепторов к глюкагоноподобному пептиду-1 для перорального приема орфоглипрона при избытке массы тела и ожирении без сахарного диабета. Полученные результаты могут стать основанием для регистрации препарата.
Агонисты рецепторов к глюкагоноподобному пептиду-1 (ГПП-1) эффективно применяются для лечения сахарного диабета и снижения массы тела. Имеющиеся препараты этой группы представляют собой пептидные молекулы. Они дороги в производстве и требуют инъекционного введения (за исключением одной формы пептида семаглутида, которую можно принимать преорально). Низкомолекулярные препараты с тем же механизмом действия теоретически проще производить и хранить, что сделало бы лечение более доступным. Один такой препарат — орфоглипрон — показал хорошие результаты на ранних стадиях клинических испытаний и в испытаниях третьей фазы при сахарном диабете второго типа.
Исполнительный вице-президент и руководитель кардиометаболического направления Eli Lilly Кеннет Кастер (Kenneth Custer) анонсировал результаты мультицентровых двойных слепых рандомизированных контролируемых испытаний третьей фазы ATTAIN-1. Они проведены в десяти странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. В них приняли участие более 3,1 тысячи взрослых пациентов с избыточной массой тела или ожирением и связанными с ними проблемами со здоровьем (гипертонией, дислипидемией, обструктивным апноэ сна или сердечно-сосудистыми заболеваниями), но без сахарного диабета. На протяжении 72 недель им в соотношении 3:3:3:4 проводили монотерапию орфоглипроном в дозах 6, 12 или 36 миллиграммов в день, либо плацебо.
В группах активного лечения масса тела участников снизилась при дозах 6, 12 и 36 миллиграмм в среднем на 7,5 процента (7,8 килограмма); 8,4 процента (8,6 килограмма) и 11,2 процента (11,3 килограмма) против 2,1 процента (2,4 килограмма) при приеме плацебо. Доля участников, снизивших массу тела на 10 и более процентов составила 33,3; 40,0 и 54,6 против 12,9 процента в группе плацебо. Снижение на 15 и более процентов — 15,1; 20,3 и 36,0 против 5,9 процента соответственно.
Большинство побочных эффектов во время лечения были легкими или умеренными и затрагивали желудочно-кишечный тракт. Чаще всего наблюдались тошнота (28,9; 35,9 и 33,7 против 10,4 процента), запор (21,7; 29,8 и 25,4 против 9,3 процента), диарея (21,0; 22,8 и 23,1 против 9,6 процента), а также рвота и диспепсия. От лечения из-за побочных эффектов отказались 5,1; 7,7 и 10,3 процента в основных группах и 2,6 процента — в контрольной. Признаков гепатотоксичности зафиксировано не было.
Таким образом, испытания третьей фазы подтвердили, что орфоглипрон эффективен и безопасен для снижения массы тела у пациентов без сахарного диабета. Подробные результаты планируется опубликовать в рецензируемом журнале и представить на ежегодном слете Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD) в сентябре 2025 года. Также Eli Lilly намерена подать заявку в FDA на маркетинговую авторизацию препарата до конца года.
Конкурирующая компания Pfizer успехов в аналогичных разработках пока не достигла. Недавно она свернула работы над низкомолекулярным оральным агонистом ГПП-1 дануглипроном из-за побочных эффектов со стороны печени у одного из участников испытаний. Ранее по схожей причине Pfizer прекратила разработку лотиглипрона.
Это показали предварительные результаты испытаний
Исследователи из семи стран представили предварительные результаты третьей фазы клинических испытаний ex vivo CRISPR-терапии тяжелых форм серповидноклеточной анемии и бета-талассемии у детей младше 12 лет. Эффективность препарата у первых нескольких пациентов достигла 100 процентов при хорошей переносимости. Доклад об этом прозвучал на 67 ежегодном слете Американского гематологического общества ASH 2025.