Наблюдение продолжали вплоть до 35 лет после первого обследования
Тимо Страндберг (Timo Strandberg) из Хельсинкского университета с коллегами из Финляндии и Великобритании провел когортное исследование и выяснил, что нехирургическое и нефармакологическое снижение избыточной массы тела в возрасте 40–50 лет связано с существенным и долговременным снижением риска развития хронических заболеваний и смертности. В анализ вошли 23149 человек (медианный возраст при включении 39–42 года; 64,5 процента — женщины). Все участники проходили повторные измерения роста и массы тела в период от 12 до 35 лет с начала наблюдения. У них оценивали связь между динамикой индекса массы тела с первого по второе измерение и последующим развитием хронических заболеваний (сахарный диабет второго типа, инфаркт миокарда, инсульт, онкозаболевания, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких) и смертностью с поправкой на курение, систолическое артериальное давление и уровень холестерина. Результаты опубликованы в JAMA Network Open.
В исследование включили людей из когорт Whitehall II (включение в 1985–1988 годах), Helsinki Businessmen Study (включение в 1964–1973 годах) и Finnish Public Sector (включение в 2000 году). У тех, кто снизил в среднем возрасте массу тела с избыточной до нормальной, риск развития хронических заболеваний в долгосрочной перспективе оказался гораздо ниже, чем у тех, чья масса оставалась избыточной: в когорте Whitehall II (медианное наблюдение 22,8 года) отношение рисков составило 0,52 (0,58 без учета сахарного диабета), в Finnish Public Sector (медианное наблюдение 12,2 года) — 0,43. В когорте Helsinki Businessmen Study (медианное наблюдение 35 лет) подобное снижение массы тела было связано со значительным снижением смертности: отношение рисков составило 0,81.
Он возник из-за плохого питания и проблем с желудочно-кишечным трактом
Американские врачи описали случай тяжелого дефицита меди у 80-летней женщины, несмотря на отсутствие классических факторов риска такого состояния. Медики заключили, что оно возникло на фоне недостаточного питания и хронической дисфункции желудочно-кишечного тракта. Из-за дефицита у пациентки развилась панцитопения — снижение количества сразу всех форменных элементов крови — эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Случай описан в BMJ Case Reports.