До недавнего времени ее использовали на званых обедах
Британский исследователь Дэн Хикс (Dan Hicks) из Музея Питт-Риверса изучил украшенную чашу из распиленного и хорошо обработанного человеческого черепа. которую до 2010-х годов использовали на торжественных и званых обедах в одном из колледжей Оксфордского университета для подачи вина и шоколада. Хотя Хикс не сумел выяснить, из чьих останков сделан этот сосуд, анализы показали, что, видимо, его изготовили из черепа женщины, которая жила около 225 лет назад — на этот возраст (с большой погрешностью) указал радиоуглеродный метод. По мнению ученого, возможно, череп принадлежал порабощенной женщине с Карибских островов. Результаты исследования чаши будут опубликованы в готовящейся к выходу книге «Every Monument Will Fall» («Упадет каждый памятник»), о чем пишет издание The Guardian.
Хикс не нашел письменных свидетельств о происхождении черепа и о том, как он попал в Британию. Но более поздняя история чаши известна. В 1884 году ее приобрел на аукционе Сотбис Огастес Питт-Риверс — высокопоставленный английской военный, этнограф и археолог, который основал в свою честь музей при Оксфордском университете. Продавцом же этого кубка выступил коллекционер, чей отец служил в британском флоте на Карибских островах, который, вполне возможно, и привез чашу в Англию. Когда Питт-Риверс приобрел чашу, у нее была деревянная подставка, украшенная монетой королевы Виктории, которая указала на то, что по крайней мере подставку изготовили в 1838 году — в год коронации Виктории. В Вустер-колледже Оксфордского университета кубок оказался в 1946 году, куда его передал в дар внук Питт-Риверса.
Как бойцы оправдывали участие в массовой казни
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
С марта 1942 года по февраль 1943 года в Польше погибло около половины жертв Холокоста. Большинство польских евреев при этом находилось не в гетто, а в небольших городках и поселках — для их истребления персонала лагерей смерти было недостаточно. В книге «Обычные люди: 101-й полицейский батальон и „окончательное решение еврейского вопроса“» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Максимом Коробовым, историк Кристофер Браунинг рассказывает, как вышло, что одно из подразделений германской полиции порядка приняло участие в казнях евреев, а немолодые резервисты превратились в профессиональных убийц. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, почему от участия в расстреле отказалось так мало полицейских и как оправдывали свои действия все остальные.