А оценки его содержания в живом веществе возможно завышены в 20 раз
С 1992 по 2019 годы экосистемы суши накопили 35 ± 14 миллиардов тонн углерода, из которых на живое вещество пришлось лишь 1 ± 7 миллиардов тонн, а весь остальной углерод оказался заключен в мортмассу. Это означает, что прежние оценки эффективности живых организмов (преимущественно деревьев в лесах) как хранителей углерода могут быть завышены в 20 раз. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Science.
Экосистемы суши нивелируют климатический эффект приблизительно трети антропогенных выбросов парниковых газов, запасая углерод в живых организмах и мертвом веществе. Депонирование углерода в наземных экосистемах может усилиться, поскольку повышение концентрации углекислого газа в воздухе должно стимулировать фотосинтез. Но на деле тенденции часто оказываются противоположными: например, в лесах Индии за последние 20 лет на фоне потепления общая площадь листьев выросла на 18,5 процента, а чистая продуктивность лесов при этом снизилась на 6,19 процента. Также одновременно с повышением производительности растений может расти и их смертность. Из-за сложностей во взаимном соотношении дыхании, фотосинтеза и смертности углеродный баланс экосистем суши остается во многом неопределенным.
Ученые под руководством Йинона Бар-Она (Yinon Bar-On) из Калифорнийского технологического института оценили накопление углерода, которое происходило в наземных экосистемах в течение последних 25 лет. Они использовали данные из пяти наборов дистанционного зондирования и двух наборов наземной инвентаризации растительной биомассы, а также литературные данные с оценками механизмов, которые ответственны за накопление мортмассы — почвенной эрозии, захоронения углерода в озерных отложениях, образования торфа и заготовки древесины. Вклад мертвого вещества авторы рассчитали как разницу между общим приростом углерода суши и изменениями его запасов в живой биомассе.
Оказалось, что с 1992 по 2019 годы наземные экосистемы накопили примерно 35 ± 14 миллиардов тонн углерода, что согласуется с прежними оценками о поглощении порядка 30 процентов антропогенных выбросов парниковых газов. При этом на живое вещество пришлось лишь 1 ± 7 миллиардов тонн, и это означает, что порядка 34 миллиардов тонн хранится в мортмассе — органическом веществе почвы, донных отложениях и различных видах детрита. Предыдущие оценки, основанные на динамических глобальных моделях растительности (DGVMs), приписывали до 70 процентов углерода суши именно живой биомассе, и авторы подчеркнули, что это противоречит обработанным ими данным наблюдений. Согласно результатам исследования, сложившиеся на текущий момент оценки депонирования углерода в живой растительности могут оказаться завышенными приблизительно в 20 раз.
Больше всего углерода за охваченный период накопилось в России, Европе, Северной Америке и Восточной Азии, а лидером по его потерям стала Южная Америка. Главными механизмами, ответственными за накопление углерода в мортмассе, ученые назвали захоронение углерода в отложениях на дне естественных и искусственных водоемов и водно-болотных угодьях, а также антропогенную деятельность — захоронение углеродоемких материалов на свалках, заготовку древесины и производство изделий из дерева, перекрытие рек плотинами и создание искусственных водохранилищ. В целом это говорит о большей устойчивости углерода суши, чем считалось ранее, поскольку продолжительность его пребывания в мертвом веществе приблизительно в пять раз дольше, чем в живом. Ученые отметили, что для улучшения климатических моделей в них потребуется включить более точные механизмы перераспределения углерода, и что деятельность человека по управлению отходами и созданию гидросооружений может оказывать большее воздействие на климат, чем считалось ранее.
Создание искусственных водоемов стимулирует не только накопление углерода в составе донных отложений, но и его разложение, а значит и выбросы метана. Чтобы снизить такие выбросы, можно размещать на поверхности водохранилищ плавучие солнечные электростанции. В будущем они позволят увеличить суммарную выработку электроэнергии и компенсировать практически половину выбросов парниковых газов из таких водоемов.
Мясо этих вымирающих приматов считается деликатесом
Специалисты по охране природы выяснили, что на Мадагаскаре процветает незаконная торговля мясом лемуров. Охотники из пригородов добывают этих приматов в лесах острова и продают обеспеченным горожанам, которые считают лемурятину деликатесом и даже приписывают ей целебные свойства. По оценкам ученых, в общей сложности жители мадагаскарских городов съедают около 13000 лемуров ежегодно. Это серьезный удар по популяциям этих приматов, подавляющее большинство из которых уже находятся под угрозой исчезновения. Результаты исследования опубликованы в журнале Conservation Letters.