Это повысило их сплоченность
Исследователи из Великобритании и Кот-д’Ивуара описали социальную игру взрослых шимпанзе из национального парка Таи. Обезьяны чаще играли перед совместной охотой или коллективной защитой территории, и после игры вероятность сотрудничества увеличивалась. Также взрослые шимпанзе всех полов чаще играли со взрослыми сородичами после стычек, а самцы чаще играли с молодежью во время повышенной конкуренции за самок — то есть игра способствовала снижению социальной напряженности. Статья об исследовании опубликована в журнале Current Biology.
Игровое поведение характерно для многих социальных видов, однако более всего оно свойственно детенышам. Игра для них — и репетиция реальной жизни, и один из основных способов аффилиативно взаимодействовать с сородичами, и просто веселье. Взрослые особи (особенно матери) тоже вовлекаются в эти игры, но вот друг с другом играют нечасто. Кроме людей, социальные игры которых способствуют сотрудничеству и поддерживают связи в сообществах. При этом роль социальной игры в жизни взрослых особей других видов изучена слабо.
Исследователи из проекта Tai Chimpanzee под руководством Лиран Самуни (Liran Samuni) наблюдали за шимпанзе (Pan troglodytes) в Национальном парке Таи в течение шести лет. За это время они задокументировали почти семь тысяч игровых взаимодействий, в которых участвовал по крайней мере один взрослый примат. Чаще всего взрослые играли с совсем маленькими детенышами (4322 случая) и подростками (1561 случай), но 929 игр произошли без участия малолетних обезьян. Во время игры шимпанзе боролись, преследовали и щекотали друг друга, имитировали укусы и иногда использовали различные предметы — бревна, фрукты, песок, воду и раковины моллюсков. Иногда в игре участвовало сразу несколько обезьян.
Взрослые шимпанзе чаще играли с другими особями разных возрастов в дни, когда они коллективно защищали свою территорию от шимпанзе из соседних групп или охотились. При этом в 80 процентах случаев сначала происходила игра, а уже затем — действия, требующие сотрудничества. Игра повышала вероятность сотрудничества участвующих в ней особей: в пять раз в случае территориальной обороны и почти в 3 раза — в случае охоты. Игры, в которых участвовало сразу несколько особей, также происходили вдвое чаще в дни межгрупповых конфликтов.
Шимпанзе чаще играли с теми партнерами, с которыми в предыдущие полчаса у них произошел конфликт: вероятность игры повышалась почти в четыре раза. Близкие отношения между обезьянами также увеличивали шансы того, что они будут играть вместе. Самки чаще выбирали в партнеры по играм самцов, а самцы играли с партнерами любого пола. Также ученые заметили, что шимпанзе играли чаще, когда хотя бы одна самка в группе демонстрировала максимальную тумесценцию. Самки в таких случаях предпочитали играть с другими взрослыми, а самцы — с партнерами разных возрастов. Вероятно, игра самцов с детенышами могла увеличить их шансы спариться с самкой.
Таким образом, взрослые шимпанзе не так уж редко играют друг с другом. Игры помогают им увеличить сплоченность, наладить или улучшить отношения. Когда обезьяны играли в ожидании охоты или межгрупповых встреч, они затем были более склонны объединяться со своими недавними партнерами по игре. А игры между близкими особями или игры после конфликтов служили, по всей видимости, укреплению дружеских отношений или примирению.
Ранее эта же группа ученых обнаружила, что матери шимпанзе готовы играть со своими детьми даже в условиях нехватки пищи. А вот игры между взрослыми особями в таких случаях сходят на нет.