Во второй фазе испытаний
Американские и австралийские исследователи провели рандомизированные клинические испытания и выяснили, что оксибутират натрия эффективно уменьшает симптомы спастической дисфонии у тех пациентов, которые испытывают их облегчение после приема алкоголя. Отчет опубликован в Annals of Neurology.
Спастическая дисфония (дистония гортани, ларингеальная дистония) — это идиопатическое неврологическое заболевание, которое проявляется непроизвольными спазмами мышц гортани, как правило, во время речи. Из-за этого голос становится напряженным, прерывистым, хриплым или скрипучим, что может приводить к нарушению коммуникации и социализации, а также психологическим проблемам разной степени тяжести. Заболевание обычно развивается в возрасте 30–50 лет и несколько чаще у женщин, чем у мужчин. В качестве лечения используют введение ботулотоксина в нижний пищеводный сфинктер или хирургическое селективное пересечение гортанного нерва, однако они помогают не всем и часто обладают побочными эффектами. При этом некоторые пациенты сообщают, что спазмов становится ощутимо меньше после приема небольших количеств алкоголя.
Оксибутират натрия представляет собой соль гамма-оксимасляной кислоты (ГОМК, GHB), которая служит проникающим в мозг биохимическим предшественником тормозного медиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Обладает седативным и миорелаксирующим действием, некоторые эффекты небольших доз схожи с алкогольной интоксикацией. Препарат применяют в разных странах по разным показаниям и в разных дозах: перорально в относительно небольших дозах при каталепсии и нарколепсии, а также при абстинентном алкогольном синдроме; внутривенно в больших дозах — для кратковременного или вводного наркоза.
Кристина Симонян (Kristina Simonyan) из Гарвардской медицинской школы с коллегами провела двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые перекрестные испытания IIb фазы. В них приняли участие 106 пациентов (74 из них — женщины) с дистонией гортани. Средний возраст составил 58,6 года, средняя продолжительность заболевания — 16 лет. 92 участника ранее получали инъекции ботулотоксина, 23 — фармакологическую терапию (но не во время испытаний).
Всем пациентам предварительно выполнили стандартизованную пробу с этанолом в дозе 0,8 грамма 40-градусной водки на расчетный литр общего содержания воды в организме. Эффект оценивали по количеству характерных для заболевания перерывов речи в каждом предложении, свойствам голоса, придыханию и тремору через 15–120 минут после приема. У 50 участников наблюдалось уменьшение симптомов. После этого пациентам случайным образом назначали перорально однократно 1,5 грамма оксибутирата натрия или плацебо, а на следующий день — наоборот, и регистрировали симптомы через 40 минут. Изменения по сравнению с исходным уровнем оценивали с помощью линейной модели со смешанными эффектами, основанной на ограниченном максимальном правдоподобии.
Выяснилось, что прием оксибутирата натрия вызывал существенное уменьшение симптомов (в среднем на 40,81 процента; p = 0,008) у участников с положительным ответом на алкоголь, при отсутствии ответа на эту пробу эффект был незначительным (p = 0,42). Действие лекарства постепенно сходило на нет в течение 300 минут без рикошетных эффектов. Когнитивные функции, суицидальные наклонности и основные показатели жизнедеятельности никак не изменялись; основные побочные эффекты включали легкое головокружение, тошноту и сонливость.
Таким образом, оксибутират натрия может вызывать клинически значимое улучшение у субпопуляции пациентов со спастической дистонией, отвечающих на алкоголь, и служить первым патофизиологически релевантным пероральным препаратом для ее лечения. В настоящее время авторы работы проводят испытания третьей фазы.
Ранее американские ученые вырастили из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека модель голосовых связок, которые были способны производить звуки и даже реагировать на табачный дым.
Но результатов пришлось ждать несколько месяцев
Ученые из Великобритании, Сингапура и США продемонстрировали, что стимуляция блуждающего нерва (VNS) может быть эффективным дополнительным методом лечения тяжелой депрессии, устойчивой к терапии антидепрессантами. В исследовании участвовали 493 пациента, половина из которых проходила VNS-терапию на протяжении года, а половина вошла в группу плацебо. Результаты наблюдений опубликованы в журнале Brain Stimulation.