Одно гнездо разорить не удалось
Зоологи из Индии и США описали четыре набега индийских макаков на птичьи гнезда в пригороде Салема. Крупные птицы — вороны двух видов — отбивались от обезьян, из-за чего последним пришлось действовать сообща, чтобы добыть яйца. А вот гнезда мелких птиц макаки смогли разорить в одиночку. Исследование, опубликованное в Primates, показывает, что индийские макаки в городских ландшафтах едят яйца многих видов птиц.
Разные виды приматов время от времени разоряют гнезда птиц, чтобы полакомиться яйцами. Чаще всего такие набеги происходят стихийно: обезьяны замечают гнезда, когда добывают другие ресурсы, и совершают попытку хищничества — иногда в одиночку, а иногда сообща. Так, восточные шимпанзе, орангутаны с острова Калимантан и черные ревуны нередко нападают на гнезда в одиночку, а белолицые капуцины и атлантические прыгуны — вместе. Однажды пара атлантических прыгунов была замечена за координированной охотой: самец выгонял птиц из гнезда, а самка хватала яйца. Поскольку птицы обычно защищают свои гнезда, совместная охота увеличивает вероятность успеха — особенно для небольших приматов.
Теперь Винотхини Говиндхарадж (Vinothini Govindharaj) и ее коллеги из Университета Перияра описали, как вблизи индийского города Салема гнезда птиц разоряют индийские макаки (Macaca radiata). За обезьянами наблюдали почти год — с марта 2023 по февраль 2024 года. За это время приматы четырежды нападали на гнезда разных птиц: дважды — на гнезда двух крупных видов — большеклювых и домовых ворон, а дважды — на гнезда мелких — амадин и нектарниц. Во всех четырех случаях макаки, обнаружив гнездо, взбирались на дерево и пытались добыть яйца, а затем покидали гнездо.
Целиком набег и оборонительное поведение птиц удалось зафиксировать лишь раз. В тот раз три самца — два взрослых и один подросток — вместе разорили гнездо большеклювых ворон. Сначала один из взрослых самцов попробовал совершить набег в одиночку, но вороны прогнали его: они каркали и клевали его голову и хвост. После этого два взрослых самца стали трясти одну из ветвей дерева — видимо, чтобы отвлечь птиц. Вороны полетели на них и стали обороняться, а подросток в это время попытался добыть яйца. В первый раз вороны прогнали и его тоже, но вторая попытка была удачной — самец схватил два яйца, спрятал их в защечных мешках, перебрался на другую ветку, где затаился и сел яйца. На этот набег у макаки ушло около 40 минут.
В другой раз размножающаяся пара домовых ворон прогнала из гнезда самца, который пытался украсть яйца. В третий раз один взрослый самец напал на гнездо чешуйчатогрудых амадин. Размножающаяся пара издала тревожные крики, но покинула гнездо — и примат смог заполучить яйца. Четвертый набег тоже закончился успехом: самец забрался на дерево и напал на гнездо нектарниц, которые так же, как и амадины, улетели, издав тревожные крики. Самец сел два яйца.
Эти четыре случая указывают на то, что индийские макаки, как и многие другие виды приматов, обитающие в городских средах, могут расширять свою диету, потребляя яйца птиц, но делают это нечасто. Кроме того, макаки, по всей видимости, могут проявлять поведенческую гибкость, чтобы нападения были успешными: объединять усилия тогда, когда не справляются в одиночку — как было в случае с большеклювыми воронами. Хотя совместная охота, судя по всему, не гарантирует совместного поедания добычи: молодой самец, который добыл яйца ворон, объединив усилия со взрослыми, сел оба яйца сам.
Недавно мы рассказывали о том, как капуцины из Бразилии поймали и съели домашнюю курицу.