На фоне иммуносупрессии
В американскую клинику поступила 53-летняя женщина с жалобами на лихорадку и боль в животе. За месяц до этого она перенесла трансплантацию почки, после которой регулярно принимала иммуносупрессанты циклоспорин и такролимус. Вскоре у пациентки стали развиваться правосторонний гемипарез и прогрессирующая энцефалопатия, из-за которой она не могла говорить, но периодически выполняла команды врача. На МРТ у нее обнаружили мезэнцефальные очаги гиперинтенсивности в таламусе, покрышке и черном веществе мозга, формирующие картину, известную как симптом панды (симптом большой панды среднего мозга). Врач Карлтон Уотсон (Carlton Watson) с коллегами по Медцентрам Братьев Вассар и Уэстчестера поделились случаем в Neurology.
Симптом панды чаще всего наблюдается при болезни Вильсона, реже — при синдроме Лея, остром диссеминированном энцефаломиелите, бешенстве и токсической лейкоэнцефалопатии. Однако у женщины этиология оказалась другой — ПЦР цереброспинальной жидкости выявила у нее вирус лихорадки Западного Нила. Ей назначили пять доз специфического иммуноглобулина против вируса и месячный курс противовирусного препарата ремдесивира, после чего направили на реабилитацию. Там у нее восстановилась речь, однако гемипарез сохранился. Таким образом, хотя симптом панды неспецифичен для лихорадки Западного Нила, при его обнаружении стоит иметь в виду эту инфекцию, особенно у пациентов с иммуносупрессией.
На фоне лечения наступила ремиссия
К китайским врачам обратился 50-летний мужчина с жалобами на прогрессирующие в течение года головные боли и тошноту. При осмотре наблюдались ригидность мышц шеи и дисметрия (промахивание) обеих рук при пальце-носовой пробе. Люмбальная пункция выявила увеличение давления цереброспинальной жидкости до 310 (при норме 70–200) миллиметров водного столба, а также повышенные уровень белка и индекс иммуноглобулинов. На МРТ с контрастированием визуализировалась утолщенная твердая мозговая оболочка с центральной гипоинтенсивностью и периферическим усилением сигнала в задней части серпа мозга и намете мозжечка — картина, известная как признак ночной Эйфелевой башни. Куньдянь Гуо (Kundian Guo) и Чжэнь Хун (Zhen Hong) из клиники Сычуаньского университета поделились случаем в The New England Journal of Medicine.